Группа совмещавшая в себе все плохое и все хорошее в стиле Fantasy power metal.
Rhapsody – группа ветеран, ребята работают с 1995 года и имеют в своем активе 14 альбомов. Состав часто менялся, был даже раскол на две группы Rhapsody of Fire и Luca Turilli’s Rhapsody и наследником оригинальных Rhapsody считаются именно Rhapsody of Fire. У меня нет желания рассказывать историю группы, так как она длинная и малоинтересная. Rhapsody группа крайне широко известная среди любителей мелодичного металла, однако эта группа имеет весьма противоречивые отзывы о своем творчестве. Как-то раз я наткнулся на высказывание что «Power Metal – это стиль, созданный группой Helloween и доведенный до абсурда Rhapsody», вот об этом я и хочу поговорить, почему группа не стала мейнстримовой и что она сделала для Хип-хопа, а точнее для Металла.
Главный виновник всего этого безобразия гитарист - Лука Турилли, вместе с клавишником Алексом Старополи и вокалистом Фабио Лионе являлись основной движущей силой группы. И первое нововведение состояло в том, что группа решила исполнять песни посвященные истории своего собственного фэнтези-сеттинга, получившего название «Хроники Алгалорда». Для 1998 года это была свежая и необычная идея. Происходивший из семьи классических музыкантов Турилли, свою фэнтези историю щедро упаковывал в эпичный Power Metal с ультрапафосными клавишными и фолк-элементами. Музыка получалась весьма сложной и разнообразной, что мешало молодой группе полноценно воплотить ее на сцене и группа не давала живых концертов до 2000года. Альбомы строились весьма любопытным образом, по принципу метал-оперы, при это не являясь ею. Цель альбома, рассказать фрагмент из истории фэнтези-сеттинга, поэтому трек лист можно буквально делить пополам, в первой половине хитовые и интересные треки, во второй совершенный проходняк, который нужен только для того, чтобы рассказать историю. По такому принципу работают многие альбомы Manowar, у вас есть 2-3 трека маскулинного МЕТАЛЛА и остальное странный проходняк, инструменталы или начитка текста под музыку.
Также отличительной особенностью Rhapsody был лютый эпичный пафос, которого не знала земля, пафос струился как из музыкальных аранжировок, так и из названий и текстов песен, вот несколько примеров названий «Dargor, Shadowlord of the Black Mountain», «The Mighty Ride of the Firelord», «Steelgods of Last Apocalypse». Это сейчас уже глаз замылен подобными названиями, а в 1998-2002 это производило впечатление, переворачивая CD и видя такие названия реально хотелось послушать, что там внутри. И внутри все было неплохо, как я писал, главным минусом было, что на 10 треков, по-настоящему крутых и эпичных было 2-3. Кстати обложки, в отличии от названий песен, долгое время были не так хороши. В целом у группы были проблемы с визуалом, имея весьма качественный музыкальный материал, группа не знала как его подать. С лейблами им не особо везло и нормальной финансовой поддержки группа не получала. Самостоятельно заработать тоже не то, чтобы получалось, так как Rhapsody и Турилли, в частности, делали основной упор на студийную работу, а не на живые выступления. А как мы знаем, именно живые выступления и кормят музыкантов, особенно сейчас, в эпоху стримингов. Отсюда и наивные фотографии с сувенирными фэнтези мечами и просто отвратительные клипы. Уж лучше бы группа просто пела песню на сцене в свете софитов, чем делала те постановки, которые мы можем видеть в ранних клипах. Яркий пример — это клип на песню "Rain of a Thousand Flames". Песня эпичная, одна из лучших в ранней дискографии группы, она о вторжении демонов, ожившей темной королеве и обрушившемся огненном дожде. Клип просто хоронит всю эпичность, музыканты бегают по лесу с сувенирными мечами, пытаясь одолеть, видимо ту самую королеву, а на деле странную девушку с пирсингованной грудью. Смотреть на это очень стыдно, потом не знаешь, как теперь слушать песню и не представлять этот ужасный клип. И в этом вся суть творчества Rhapsody, на словах ты Лев Толстой, а на деле Толстый Лев.
Пара слов про вокал, Фабио Лионе – это отличный пауэр-метал вокалист, он имеет приятный, сильный и мягкий тембр голоса. Однако на ранних альбомах очень силен итальянский акцент, плюс в текстах фразы на итальянском и латинском. И с одной стороны это не баг, а фича, а с другой мешает восприятию лирики, которая, напоминаю, рассказывает нам длинную концептуальную историю.
Всю творческую карьеру сильные стороны группы нивелировались слабыми сторонами. С одной стороны группа показала, как нужно делать эпичный фэнтези-пауэр метал, а с другой стороны, она показала, что когда у тебя на альбома 2-3 трека, а остальное филеры, то не стоит ждать, что твои альбомы вызовут широкий отклик. Получалось, что у Rhapsody даже не было какого-то культового альбома, так как народ слушал по два три трека с каждого альбома, не вспоминая названия остальных. Т.е. в создании альбомов группа явно подхалтуривала, ведь можно было объединить три альбома в один, выкинув наиболее слабые треки, а историю написать в буклете.
Тоже самое с пафосом, в песнях, эпик и пафос на запредельном уровне, а в визуальном посмотришь на промо-фото, клипы, обложки и в голову приходить мем «А разговоров то было». Взрослые мужики в дешевых костюмах пытаются изображать полевую ролёвку. Весь пафос падает ниже плинтуса. Я не говорю, что если нет денег на дорогие клипы, шоу, костюмы то и не надо заниматься, просто, чем использовать мечи из итальянских сувенирных киосков, лучше вообще их не использовать, нет денег на дорогой клип, сними простой, но стильный. Не нужно дешевить свой образ.
Идея собственного сеттинга казавшаяся любопытной на начальном этапе показала, что не всем твой сеттинг интересен, в концептуальную лирику сложнее входить, особенное если ты ранее не следил за группой. Концепции с песнями по сеттингам из поп-культуры и метал-оперы оказались более интересными для публики.
Ирония состоит в том, что в позднем творчестве, группа сама стала походить на сотни групп, которые вдохновлялись когда-то Rhapsody и нынешних Rhapsody of Fire, сложно отличить от любой другой Power Metal группы. А потом еще и проблемы с лейблами и проблемы внутри группы поставили крест на мировой популярности. Rhapsody безусловно очень повлияли на жанр, создав звучание для фэнтези-пауэр метала и ознаменовали конец развития этого стиля.
Я однозначно советую познакомится с этой группой, но не в формате альбомов, открывайте список популярных треков в каком-нибудь стриминге и вперед верхом на драконе в леса единорогов.
Про другие Power Metal группы читайте тут