Найти в Дзене

Самые знаменитые танки мира: ЛЕГКИЙ ТАНК М24

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Толчком к созданию М24 послужила низкая эффективность орудия танка М3 — самого массового легкого танка союзников. При проектировании была озвучена задача установить 75-миллиметровую пушку, аналогичную используемой в средних танках, сохранить преемственность в узлах и агрегатах с обкатанными на производстве моделями и усилить бронезащиту без существенного увеличения массы. Инженеры подразделения «Кадиллак» компании «Дженерал Моторс» успешно справились с этим заданием. Опытные образцы нового танка появились осенью 1943 г., серийное производство началось в 1944 г. Машина, получившая в британской армии наименование «Чаффи», попала на поля сражений в Европе только в декабре 1944 г. и не успела до конца вытеснить морально устаревшие легкие М3.

Эти танки не участвовали в сражениях на Тихоокеанском ТВД. В Советский Союз прибыли два экземпляра для ознакомления и испытаний. Танк унаследовал схему силового агрегата от М5А1 — два двигателя в кормовой части передавали крутящий момент на переднюю ось посредством карданного вала, проходящего над полом боевого отделения. Принципиально иной была выполнена ходовая часть, ранее отработанная на САУ. М24 нес по пять обрезиненных опорных катков по каждому борту с независимой торсионной подвеской. Радикально изменилась конфигурация корпуса. Броневые детали передней части приваривались под острым углом к горизонтали, толщина брони при этом не увеличилась по сравнению с легким М3. Башня значительно увеличенного объема вмещала три рабочих места и орудие калибра 75 мм. Чтобы уложиться в ограничения по массе, создатели М24 выбрали легкую и компактную авиационную пушку — за эти качества пришлось расплачиваться снижением ее ресурса по сравнению с вооружением «Шермана». Стандартная численность экипажа составляла четыре человека, в боевых условиях помощник водителя, он же стрелок курсового пулемета, перемещался в башню на место наводчика. В командирских танках присутствовал наводчик, стрелок выполнял функцию радиста на радиостанции с увеличенной дальностью приема-передачи.

Новшеством М24 была «мокрая» боеукладка. Унитарные боеприпасы хранились в ящиках, заполненных смесью воды и антифриза, во избежание возгорания при пробитии брони. Еще одним отличием от предшественника являлась установка крупнокалиберного зенитного пулемета на крыше башни, причем в условиях практически полного господства авиации союзников в Западной Европе из этого пулемета вели огонь преимущественно по пехоте. Стрелок, высунувшийся по пояс из башенного люка, имел высокие шансы погибнуть. К концу войны немецкие противотанковые средства достигли такой эффективности, что даже броня «Першинга» далеко не всегда спасала от снарядов «Пантеры» и «Королевского тигра», поэтому приземистый и подвижный М24 обеспечивал, вероятно, лучшие шансы для выживания, обладая орудием среднего танка. Машина считалась надежной, удобной в эксплуатации и легкой в освоении для экипажей, имевших боевой опыт на легких М3. Дублированное управление — танк мог вести и помощник водителя — уменьшало утомляемость бойцов во время длинных маршей.

В ходе применения в корейской войне М24 не показали высокой эффективности. До августа, когда в Корее появились «Шерманы» и «Першинги», большая часть М24 выбыла из строя; как вспомогательные и разведывательные танки они использовались вплоть до окончания войны в 1953 г. Некоторые М24 заметны на фотографиях с Алжирской войны за независимость, Индокитайской, вьетнамской, а также индо-пакистанских войн. На шасси М24 выпускались разнообразные самоходные артиллерийские установки. Танк не подвергался существенной модернизации в процессе производства, изменения вносились в армиях стран-эксплуатантов. Отдельные экземпляры использовались в Латинской Америке еще в 2000-х гг.

Поддержите канал – поставьте лайк.