В ноябре прошлого года образовательные круги всколыхнуло сообщение о возможном разрешении использовать калькулятор на ОГЭ по математике. К концу года всё-таки нововведение не было принято, но мнений за и против калькулятора было высказано много. Так ли вреден калькулятор? Давайте разбёремся в аргументах разных сторон.
Но прежде чем мы более подробно коснёмся темы сегодняшнего обсуждения, предлагаем вам посмотреть на это выражение. Попробуйте вычислить его значение так, как вам привычно. Мы ещё вернёмся к нему в нашей статье.
ОГЭ по математике с калькулятором
В ОГЭ по математике есть только два задания — линий 6 и 7 — выполнение которых с калькулятором помешает проверке умений учащихся. Эти задания проверяют умения выполнять действия с числами, делать прикидку и оценку результата вычислений.
Возможно, именно эти задания стали причиной того, почему использовать калькуляторы на ОГЭ по математике всё-таки не разрешили. В остальных заданиях калькулятор помог бы в простейших расчётах, но не подсказал решения тому, кто не знает материал. Ребятам, которым сложно считать в уме, с его помощью можно было бы меньше времени тратить на простые расчёты, чтобы они могли сконцентрироваться на сложных заданиях.
Калькулятор на уроках в школе
Привело бы разрешение калькуляторов на ОГЭ к активному использованию их на уроках математики? Вряд ли. Телефоны на уроках запрещены, а устройство «калькулятор» нужно купить, научиться с ним работать, не забывать брать с собой в школу. Доля учеников, выполнивших все эти условия, не будет слишком большой. Скорей всего это будут как раз те самые дети, которые имеют проблемы с устным счётом, готовые приложить усилия для решения своей проблемы.
Чем плох калькулятор?
Вернёмся к задаче из начала нашей статьи. Как вы решали её: в уме, на бумаге столбиком или с помощью калькулятора?
Решение столбиком на бумаге занимает больше всего времени. И вероятность ошибки высокая. С калькулятором задача решается без проблем и быстро:
С использованием минимальных познаний в математике тоже ничего сложного. При регулярных тренировках времени будет уходить не больше, чем при использовании калькулятора.
Когда в кармане калькулятор, проще поручить счёт ему, а не задействовать извилины в мозгу. Здесь как и с утренней гимнастикой: все знают о её пользе, но время занятиям уделяют немногие. Отсутствие регулярной «интеллектуальной гимнастики» приводит к проблемам с концентрацией внимания и ухудшению способностей к аналитическому мышлению, в пожилом возрасте это грозит ранней деменцией.
Как развивать навык устного счёта?
Большую роль в том, чтобы дети не ленились считать в уме, играют сами родители. Математика, в отличие от физики, биологии или химии, постоянно встречается в быту, что позволяет чаще обращаться к ней. «Посчитай, правильно ли мне дали сдачу в магазине», «Через сколько минут придёт папа с работы? Успеем посмотреть мультфильм?», «Помоги понять, сколько времени мне нужно, чтобы сварить борщ» и другие похожие задания придумать несложно.
Развитие навыка обходиться без калькулятора заложено и в содержании программы по математике для основной школы. С 5 по 9 класс встречаются темы по выполнению округления чисел, проведению приближённых вычислений. Они способствуют улучшению навыка устного счёта. Вот для примера пара заданий (один и два) из самостоятельных работ по математике в «Облаке знаний»:
Использование калькулятора в школе — это навык, который может помочь детям овладеть сложными математическими концепциями и подготовить их к будущим вызовам. Однако злоупотребление калькулятором может привести к снижению навыков ручных расчётов и ослаблению умения мыслить критически, что в долговременной перспективе может сказаться на развитии математического мышления у учеников. Вы за или против калькулятора в школе и на экзаменах?