Казалось бы, критику должны в первую очередь не любить линейные сотрудники - она ведь малоприятная, указывает на ошибки и проблемы и вообще намекает, что сотрудник не идеален.
Однако я очень часто встречаюсь с тем, что критику не любят руководители. Не в смысле в свой адрес, а в смысле производить в сторону сотрудников)) Короче, критиковать не любят. Ну и боятся часто.
Да, чаще молодые и не очень опытные руководители, но бывает, что и вполне себе взрослые и опытные.
Почему руководители не любят/не хотят критиковать
- Боятся обидеть/разозлить сотрудника, спровоцировать спор, конфликт либо какую-то ещё деструктивную реакцию (вплоть до увольнения).
- Считают, что сотрудники взрослые и должны "сами всё понимать", в том числе видеть и исправлять свои ошибки.
- Хотят быть хорошими, напрямую привязывая свою "хорошесть" к количеству позитивных воздействий и отсутствию критических.
- Вспоминают себя в роли сотрудника и свою (острую) реакцию на критику со стороны руководства (почти детская травма, только не детская)).
- Ну и конечно часто просто не знают, как правильно покритиковать.
А ещё у многих ассоциативно критика увязана с жёсткостью, грубостью, агрессией, оскорблениями и т.п., - что тоже не способствует её применению.
Хотя, как вы понимаете, это совершенно про разное.
Что происходит, когда руководитель не критикует
И вот руководитель, опасаясь негатива или пытаясь быть хорошим, не критикует сотрудника за ошибки, сбои, дисциплинарные нарушения и т.п. (которые точно возникают, чаще или реже, у любого живого человека).
Или же только делает вид, что критикует. То есть долго-долго расхваливает, потом стыдливо, извиняющимся тоном, стараясь побыстрее проскочить этот момент, обозначает проблему/ошибку, - и сразу начинает заглаживать потенциальное негативное впечатление сменой темы или новой похвалой.
Дисклеймер: речь не идёт о том, чтобы высасывать критику из пальца и "прикапываться" к сотруднику за какие-то мелочи. Речь идёт о том, чтобы не проходить мимо ошибок и сбоев.
Соответственно, сотрудник всё больше уверяется, что у него всё-всё хорошо, что он мощный шерстяной волчара идеальный работник, ведь руководителю даже не за что его поругать!
Автоматически при такой ситуации сотрудник постепенно начинает расслабляться (ведь нет повода держать планку, когда и так всё прекрасно), снижать требовательность к самому себе, делать всё больше мелких (а бывает, что и не слишком мелких) ошибок.
Руководителю всё сложнее закрывать глаза на ошибки и проблемы, возникающие у сотрудника, у него постепенно копится раздражение.
В итоге, рано или поздно, руководитель взрывается и выдаёт сотруднику всё наболевшее, то есть вываливает на него информацию обо всех старых ошибках и моментах в поведении, которые не устраивают, причём вот тут уже часто именно в грубой форме.
На выходе:
- Сотрудник очевидно обижен и зол.
- Сотрудник не воспринимает всё вылитое на него на свой счёт, потому что "раньше-то всё устраивало", и приписывает произошедшее "нервному срыву" руководителя.
- Начинаются слухи и сплетни, потому что обиженный сотрудник чаще всего не готов промолчать.
- Авторитет руководителя падает, его начинают воспринимать не просто как "не-хорошего", но и как нервного/неадекватного.
- У самого руководителя закрепляется ассоциация с критикой как с чем-то агрессивным и опасным по последствиям.
- Кольцевая, - подумал Штирлиц.
А главное - поведение сотрудника не меняется в лучшую сторону!
Ведь когда руководитель устал терпеть, в его речи действительно больше претензий и обобщений, чем конкретных измеримых фактов.
Ну и кроме того, чем дальше по времени критика отстоит от ошибки/проступка/нарушения, - тем в принципе сложнее увязать её со своим поведением и понять, что и как надо делать по-другому.
Именно поэтому проходить мимо нарушений/ошибок/недоработок сотрудника без критической обратной связи - путь в никуда. Авторитету руководителя такое поведение не способствует, а вот "корону" на головах сотрудников растит, параллельно снижая качество их работы в силу падения внимательности и требовательности к самим себе.
! Да, критиковать важно правильно: без претензий, без переходов на личность, основываясь на фактах и увязывая их с последствиями (в статье ниже - как НЕ надо критиковать).
Что скажете?
Как вы сами относитесь к конструктивной критике? (неважно, с какой стороны от неё вы находитесь))