Для начала нужно понять, что такое нейропсихологическое обследование (нейродиагностика), что позволяет выявить и зачем и кому она нужна в первую очередь.
📋 Нейропсихологическая диагностика - это процедура обследования психических процессов с помощью набора специальных проб.
Её целью является квалификация и качественная / количественная характеристика нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ), а также установление связи выявленных в ходе обследования дефектов / особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.
Что такое высшие психические функции (ВПФ)
Высшие психические функции — это сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
К высшим психическим функциям (ВПФ) относят :
Мышление, Речь, Память, Внимание, Эмоции, и др.
Познавание, знание, узнавание ( в нейропсихологии они обозначаются термином Гнозис)
Целенаправленное практическое действие (-"-Праксис)
👉 Стоит отметить, что ВПФ не являются врожденными. Они формируются у человека прижизненно под влиянием социальных факторов (приобретение индивидуального опыта в течение жизни);
👉 Они опосредованы по своему психологическому строению. Формируются и развиваются в результате общения, особенно через речь.
👉 Все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления, что означает возможность сознательного управления ими.
👉 ВПФ основаны на интеграции (взаимодействии) всех отделов мозга, а не только коры❗
Что позволяет выявить нейропсихологическая диагностика, её преимущества
Она позволяет определить:
✅ 🔋🔀 Особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;
Т.е. почему при одних условиях проявлений почти нет, а при других они выражены сильнее.
Пример: на занятиях ребенок не удерживает внимание и 15 минут, а над определёнными видами деятельности может сидеть спокойно часами. И дело не в интересе (как предположило бы большинство людей). Или почему некоторые ребята в начале года начинают учиться на 4-5, но через некоторое время сползают до 3 и 2, и так продолжается из года в год.
✅ Поврежденные и сохранные звенья психических функций (что вовлечено в процесс, что страдает меньше, что не тронуто).
Проще говоря, определить сильные ➕ и относительно слабые ➖ стороны развития ребенка, с точки зрения мозговой организации 🧠.
✅ Различные нарушения одной ⚠️ и той же психической функции при поражении разных участков мозга 🔀🧠.
✅ Определить преимущественную латерализацию патологического процесса (определить ведущее полушарие для данного процесса);
✅ Провести анализ нарушений ВПФ 🔎 обусловленный нарушением одного или нескольких мозговых факторов 🎯🧠*.
*Фактор - это принцип работы какого-либо участка мозга.
Т.е. позволяет выявить причину нарушения (например задержки, неуспеваемости) на функциональном уровне или определить причины трудностей в освоении отдельных навыков;
👍Это главные, и самые крутые отличия нейропсихологической диагностики от любых иных методов диагностики ВПФ, даже аппаратных.
Все эти знания, чуть позже позволяют использовать их при составлении рекомендаций или программы нейрокоррекции /нейрореабилитации для максимального эффекта, а не работать в слепую с отдельными симптомами.
Почему?
💬Да потому, что схожую симптоматику могут давать совершенно разные нарушения в той или иной зоне мозга. Соответственно и нейрокоррекция / нейрореабилитация будет строиться в зависимости от того, что вовлечено в патологический процесс, и как оно себя проявляет. Благодаря этим данным становится возможным составить индивидуальный, наиболее эффективный, маршрут и программу развития ребенка.
В каких случаях показана (нужна) нейропсихологическая диагностика
В настоящее время, среди родителей стало модно, отводить ребенка на нейродиагностику. Но на самом деле, далеко не всем детям она нужна.
🟢 Если нет выраженных проблем, или эти проблемы достаточно понятны родителю и не беспокоят окружение, не мешают ребенку, то она не нужна. Чаще всего в этих случаях поможет обычный психолог.
🟡⚠️ Однако, если есть проявления которые беспокоят родителей (в поведении, эмоциональном реагировании, в когнитивной сфере и т.д.), или эти проявления мешают ребенку, приносят разного рода дискомфорт в его сферы деятельности (учебную, социальную и т.д.), работа с обычным психологом не помогает, то это уже можно считать убедительным поводом для обращения к нейропсихологу.
🔴⚠️ Нейропсихологическая диагностика показана в случаях, если были:
🚩 перинатальная патология ЦНС: гипоксически-ишемические и травматические поражения, внутриутробные инфекции и интоксикации (например: хроническая внутриутробная гипоксия и т.д.);
🚩 роды раньше срока, стремительные роды, запоздалые роды;
🚩 низкий показатель по Апгар;
🚩 низкий вес при рождении, 2й и третий порядок рождения;
🚩 генетические заболевания;
🚩 соматические заболевания (врожденный гипотиреоз, рахит и т.д.)
🚩 и другие.
⚠️ т.к. все эти факторы 🚩 значительно увеличивают риск отсроченных последствий 📈 - нарушений ВПФ (и не только) в будущем❗
А если они были?
💬В этом случае, в доречевой период (до 2-3 лет) могут применяться: предварительная и ранняя диагностика.
⏭️ О данных видах диагностики подробно будет рассказано в следующей статье.
👩✍️ Надеюсь мне удалость дать общее представление о том, что такое нейропсихологическая диагностика и что она помогает определить.
Если у вас возникли другие вопросы в рамках темы, можете оставить их в комментариях. Я отвечу на них в статье рубрики Ответы на вопросы
В следующей статье ⬇️