Найти тему

Зачем нужна и в каких случаях применяется предварительная и ранняя нейропсихологическая диагностика ребенка до 3 лет

Оглавление

Предварительная и ранняя (в части) диагностика проводятся с целью анализа влияния неблагоприятных факторов на развитие ребенка, их наиболее вероятных осложнений и отсроченных последствий.

Благодаря анализу сведений, полученных в этих видах диагностики, становится возможным, прогнозировать, какие именно функции могут быть вовлечены в патологический процесс, даже если на текущем этапе развития ребёнка они ещё не актуализировались.

Ранняя и предварительная диагностика помогают определить маршрут профилактической и коррекционной работы уже на текущем этапе с целью минимизации отсроченных последствий в будущем.

Они полезны в тех случаях, когда иные способы классической диагностики по тем или иным причинам не доступны.

⚠️ Оба вида диагностики предполагают от специалиста высокий уровень владения ими, хорошо развитые навыки клинического мышления, умение работать с медицинскими картами.

👉 Именно по этим причинам, так мало специалистов по ранней и предварительной диагностике.

В каких случаях нужна предварительная и ранняя нейродиагностика

Нейропсихологическая пред диагностика показана в случаях, если в медицинском анамнезе были:

🚩 перинатальная патология ЦНС: гипоксически-ишемические и травматические поражения, внутриутробные инфекции и интоксикации (например: хроническая внутриутробная гипоксия и т.д.);

🚩 роды раньше срока, стремительные роды, запоздалые роды;

🚩 низкий показатель по Апгар;

🚩 низкий вес при рождении, 2й и третий порядок рождения;

🚩 генетические заболевания;

🚩 соматические заболевания (врожденный гипотиреоз, рахит и т.д.)

🚩 в постнатальном периоде травмы, операции, токсические поражения головного мозга (в возрасте до 3 лет)

и другие.

Но это не всегда очевидные для неспециалиста предикторы потенциального риска.

-2

Как дают о себе знать первые тревожные симптомы в развитии

Задержка моторного развития

Именно так проявляются первые когнитивные нарушения - ребенок позже стал держать голову, поздно перевернулся / пошёл, или плохо ходит, пропустил этап ползания и прочее. С точки зрения некомпетентного обывателя это “особенность”. Порой на приёме у невролога, когда врач говорит, что в этом возрасте ребенок уже должен держать голову, переворачиваться, ходить и т.д. родители, что печально, нередко начинают спорить о том, что ребенок “никому и ничего ещё не должен”.

Плюс, эту безосновательную убежденность подпитывает окружение. “Нормальный ребенок! Ты/ мой/ у соседки тоже поздно пошёл/ заговорил” - но это не показатель нормы, это показатель гиперкомпенсации. Т.е. того, что одни участки мозга, взяли на себя функцию тех, которые не работали или работали плохо, чтобы запустить конкретную функцию. А значит на них шла увеличенная нагрузка (ведь они так же обеспечивают выполнение и своих задач, помимо новых добавившихся).

Грустная статистика или🙁 что часто происходит:

родитель пугается, и игнорирует неприятную для себя информацию от врача. Меры ранней помощи не применяются.

А когда проблемы начинают себя проявлять ( с 3 до 5 лет) - наиболее благоприятное время упущено.

Слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций

Например реакция оживления у ребёнка при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и т.п. Если этого нет - повод начать с посещения невролога.

Недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.)

В этих случаях родители жалуются, что ребенок не хочет сам держать ложку /кружку, не любит рисовать. Он не “не хочет”, он НЕ МОЖЕТ. В возрасте до 3 лет детям интересно всё, и ребенок ещё не может знать, что он не любит рисовать, ведь он только начал узнавать, что это такое. Причина в другом, что по каким-то весьма конкретным функциональным, а не абстрактным причинам ему это даётся труднее, чем в норме.

Развитие речевой функции у ребенка

Если ребенок плохо говорит, и что особенно важно, не говорит или плохо повторяет за взрослыми - это повод обследовать ребенка у специалистов (начать стоит с посещения лора и невролога. Если есть малейшее подозрение на снижение слуха, обследоваться у сурдолога).

Ориентирование ребенка в пространстве (понимание право /лево, вперёд /назад, ближе/дальше и т.д).

Это может выражаться не только в том, что ребенок не понимает инструкций с этими словами, но и в таких проявлениях, как: постоянно ударяется в дверные проёмы, косяки, промахивается мимо ступенек, не может запомнить дорогу домой, пройти простой лабиринт и т.д.

Связность изложения мыслей

Если часто ребенок использует слова вне контекста и ситуации, не использует местоимения, просьбы, а его, пусть, даже ещё примитивная речь, напоминает больше разобранный пазл или словесную солянку. Занятия с логопедом не дают результата. В этом случае надо обратиться к детскому клиническому психологу (или нейропсихологу), психиатру.

Понимание просьб родителей, заданий, смысла сказок, условий игры и т.д.

Здесь алгоритм аналогичный.

-3

Какие сведения могут понадобиться специалисту

Пока специалист проводит обследование, он может спрашивать родителя о различных аспектах развития ребенка. Такая клиническая беседа, имеет диагностические задачи, в т.ч. сбор анамнеза, помогает сформулировать предварительную гипотезу. Такое обследование будет включать в себя также общий медицинский, семейный, социальный, образовательный и эмоциональный анамнез.

Ниже представлена лишь часть вопросов, необходимых для составления подробной картины состояния, которые может задавать нейропсихолог в ходе обследования:

☑️ Некоторые данные акушерского анамнеза (сведения о том, как протекали беременность и роды) 🤰📋

☑️ Данные медицинского анамнеза о развитии ребенка в первый год жизни 👶

☑️ Подробная выписка из истории развития ребенка (из медкарты ребенка)

☑️ Данные опроса родителей относительно общей картины происходящего

☑️ Что именно беспокоит в настоящее время?

☑️ Как давно это происходит с ребенком? 📅

☑️ Что предшествовало началу проявления проблем? Что именно это было, как выражалось?

☑️ В каких ситуациях это происходит с ребенком?

☑️ Как и насколько это мешает ребенку в повседневной деятельности?

☑️ Как менялась динамика состояния? 📉

☑️ Как проходили этапы развития ребенка? Были ли особенности?

☑️ Дополнительные данные о влиянии других факторов (травмы, операции, заболевания, средовые факторы и т.д.).

-4

Глубокий анализ полученных данных позволяет понять:

на каком этапе развития могло возникнуть нарушение

оценить наиболее вероятный охват последствий

понять имеет ли данная ситуация отношение к нормальному развитию или отклоняющемуся, или же речь идёт о чём-то другом

что следует предпринимать и как с этим работать уже на текущем этапе, чтобы минимизировать риски отсроченных последствий.

👉 Надо понимать, что нейропсихологическая диагностика, позволяет максимально проявить латентные (скрытые) функциональные нарушения в работе головного мозга, что не способны дать отдельные психометрические тесты и методики, или показать методы аппаратной диагностики (даже функциональное МРТ - фМРТ).

⛔ Перепечатка, копирование, рерайтинг, копирайтинг, и любое иное использование материалов статьи без указания прямой ссылки на источник и автора - запрещены.
⛔ Перепечатка, копирование, рерайтинг, копирайтинг, и любое иное использование материалов статьи без указания прямой ссылки на источник и автора - запрещены.

👩‍✍️ Надеюсь мне удалось дать общее представление о том, зачем нужна и в каких случаях применяется предварительная и ранняя нейродиагностика.

Если у вас возникли другие вопросы в рамках темы, можете оставить их в комментариях. Я отвечу на них в статье рубрики Ответы на вопросы

Следующая статья⬇️

будет о том, как проводится нейропсихологическое обследование ребенка. Полный обзор 360°

Предыдущая статья ⬇️