Если на внешнем уровне все люди выглядят примерно одинаково, то на уровне психики люди кардинально разнятся между собой. Особняком стоят люди, которые в своё время не получили отцовского воспитания и его вклада в становление личности. Это могут быть как дети из неполных семей, так и выходцы из полных семей, но с «отсутствующими» отцами. Под «отсутствующими» необходимо понимать неумение или нежелание отцов вести грамотную воспитательную работу со своими детьми.
В редких случаях женщины в одиночку умудряются взять на себя весь груз ответственности и активировать в себе мужские задатки. Ценой титанических усилий иногда удаётся правильно оценить и скомпенсировать ту брешь, которую важно заполнить. Есть немало случаев, когда женщины в одиночку поднимали сыновей, которыми можно гордиться, но это, скорее, исключения из правил.
Описанная выше проблема очень выразительно продемонстрирована в фильме А. Звягинцева «Возвращение». Картина полностью раскрывает проблематику и делается это в двух ключах. С одной стороны, фильм показывает, какие качества и каким образом должен закладывать отец в своих детях, а с другой стороны, зритель наглядно увидит, с какими сложностями могут сталкиваться по жизни дети, у которых не было отца.
Если мать закладывает в детях физическое здоровье, интеллект, нравственные нормы, то отец насыщает собой психическое здоровье ребенка. Наличие полноценного мужского воспитания формирует у ребенка крепкую и развитую психику, то есть его внутреннюю силу, которая будет сопровождать человека по жизни.
Такой ребенок на все внешние жизненные вызовы будет давать самую правильную реакцию и легко преодолевать все негативные стимулы на своем пути. Таким образом, ребенок получает не только внушительный ресурсный объём, но и негласные правила грамотного расходования и пополнения психических сил. Отец, который оставил детей без своего воспитания, заведомо подрезает им крылья, но парадокс в том, что такой отец и сам, зачастую, такой же обделённый в прошлом сын.
По сюжету к двум братьям Андрею и Ивану спустя двенадцать лет возвращается их отец. Всё это время мальчиков воспитывала мать, которая, к сожалению, не сумела скомпенсировать отсутствие отца и не заложила в мальчиках тех качеств, которые формируются при наличии правильных мужских ориентиров. Где он был всё это время? Фильм об этом умалчивает и никаких акцентов не расставляет. Ведь задача этого фильма не развивать сюжетных линий, а детально показать проблему отсутствия отцовского воспитания.
Первое, что бросается в глаза во взаимоотношениях между братьями, это их отчужденность друг от друга. Между ними нет теплых чувств, доверия, сочувствия и это не потому, что они черствые сами по себе, а потому что ресурс в них не вложен. Нет в их душах той наполненности, которая позволила бы им проявлять заботу друг о друге, уважение, понимание. Они легко друг друга предают, сдают, мстят. И, это малодушие выкинуло этих ребят в поле звериных отношений, в котором сильно пошатнулся баланс их взаимодействия.
Старший брат Андрей выдаёт себя чрезмерными инфантильными чертами. Он сильно зависим от чужого мнения, ведом и послушен. Каждый может на него влиять и подчинять себе. Любой другой - это всегда авторитет. Он в каждом видит хозяина, а себя в себе будто и вовсе не распознаёт. Эти его особенности с малых лет интуитивно улавливал младший брат Иван и уже давно начал практиковаться в позиции манипулятора. В нём сама собой заработала эта хищная разрушительная программа, так как для этого сложились благоприятные обстоятельства. Сама человеческая природа выбирает такой поведенческий шаблон, если созданы условия и никто не останавливает этот процесс. Задача взрослых вовремя увидеть эти перекосы и пресечь на корню.
Появление отца в жизни этих братьев стало для них настоящим откровением. Это для них какая-то новая форма жизни, неведомая и непостижимая. И самое удивительное, что у этих ребят нет в психике должного количества ресурса, чтобы вписать отца в свою жизнь. Они его начинают ненавидеть за то, что их привычный уклад омрачился суровым мужским воспитанием и задачами, которые они не в состоянии выполнять.
Парадокс в том, что и отец, несмотря на то, что его не было в жизни этих мальчиков целых двенадцать лет, видит их такими, будто его отсутствующая функция должна была развиться в них сама по себе. По всей видимости, он сам в этом возрасте был под покровом мужского воспитания и уже обладал нужной степенью ответственности, надежности и ждал всех этих качеств от своих сыновей. Но в этих ребятах никто их не развил и поэтому то резкое давление, которое обрушилось на них, стало критическим.
Отцу непонятно, почему в этих ребятах нет ответственности, инициативы, чутья, находчивости, смекалки. Он видит их равными себе и ему невдомёк, что на месте его утерянной функции выросли совсем другие качества и теперь эти дети способны и на обман, и на кражу и на предательство. Отец требует, чтобы они в одночасье развили в себе тот набор качеств, который он от них ждёт, но это так же невозможно, как невозможно требовать от дошкольника находить дифференциал.
Мальчики не смогли принять отца, не смогли вписать его в свою жизнь. По той же схеме они не смогут достойно принимать жизненные вызовы и взаимодействовать с людьми с развитой психикой. Если Андрей сможет постепенно адаптироваться и в окружении достойных людей придёт в норму, то Ивану придётся очень сложно, так как он каждого будет пробовать на излом. Психика Ивана сформировалась на хищный манер, и укротить её способна только серьезная потеря. Своего рода синдром разрушителя. Этот эффект можно наблюдать в фильме.
Таким образом, дети, выросшие без отцовского воспитания, заведомо уязвимее. В них меньше ресурса, в них нарушена целостность. Их психика на порядок слабее и недоразвитее, но при этом, они будто оберегаются свыше. Их не дают обижать, ведь этим людям и без того нужно приложить титанические усилия, чтобы вывести себя на норму.
Образ отца в фильме также можно интерпретировать метафорично как образ Бога. Если инфантильные личности как Андрей готовы внимать Бога и следовать за ним, то люди с хищной психикой как у Ивана, отвергают Бога, он слишком суров к ним и непостижим.