Продолжение. Начало.
В семь утра «Богатыри» стояли у проходной завода, дожидаясь автобуса. Подъехал «Рафик» и они погрузились в него. До аэродрома доехали быстро. Автобус подвёз их прямо к трапу огромного, военного самолёта.
Расположившись на боковых сиденьях, они взлетели. Посередине фюзеляжа располагались какие-то ящики, крепко закреплённые толстыми сетями. После набора высоты, Андрей улёгся на сиденья, подложив под голову сумку. Виталий и Василий дремали сидя. Сколько им лететь и где приземлятся, никто не знал. Часов никто не взял, потому что их очень часто отбирали. Когда самолёт начал снижаться и кружить, они посмотрели в иллюминаторы. Внизу была степь вперемежку с пустыней. После приземления они прошли в «здание аэропорта», больше похожего на сарай и им сказали ждать. Подъехал «УАЗ», в простонародье «Буханка» и их повезли к пункту назначения.
Наконец машина остановилась возле какого-то большого ангара, где их встретил офицер, лейтенант. Впереди была перегородка с воротами и дверь. Попросив вещи оставить здесь, он повёл их вовнутрь. Войдя за перегородку, они увидели большую площадку с огромным столом. Рядом со столом, на «козлах» лежало что-то, накрытое брезентом. Далее, в конце, плотно друг к другу были расположены три бытовки. Лейтенант показал на них и сказал, что это место их проживания и ушёл. Первым молчание, как и положено начальнику, нарушил Василий:
- Ну что, пойдём заселяться.
Друзья двинулись к бытовкам и вошли во внутрь. Первое помещение было похоже на прихожую, совмещённую с небольшой кухней. Далее располагался коридор с двумя дверями, видимо санузел. В конце находилась комната отдыха. Там стояло четыре кровати, столько же тумбочек и шкаф.
Выйдя из своего жилья, они обнаружили у входа свои вещи. Так было заведено, у приезжих проверяли личные вещи, на предмет чего-то запрещённого. Придя обратно в жилой блок, стали распределять кровати. По негласной договорённости, первый выбирал Василий, кинув на кровать свою котомку. Затем бросил свою Виталий, потом Андрей.
Вернувшись в помещение, где стоял стол, они увидели небольшую группу офицеров в полевой форме во главе с генералом.
- Освоились.
Прогремел он своим басом и продолжил:
- С прибытием. Представьтесь.
Ребята поочереди представились.
Дав команду, чтобы убрали брезент, генерал вновь забасил:
- Объясняю ситуацию. Эта … (он нецензурно выругался) должна лететь. А она после начала полёта, по непонятной причине, взрывается, т.е. самоуничтожается. Необходимо срочно найти причину. Если вам будет что-то необходимо, обращайтесь к моему заместителю вот по этому телефону (он указал на полевой телефон, стоящий на столе) в любое время дня и ночи. Задача ясна? Приступайте.
С этими словами он развернулся и, сопровождаемый другими офицерами, вышел.
Оставшись одни, ребята стали рассматривать эту … Это было похоже на большую сигару, только в форме прямоугольника. По бокам, видимо в хвостовой части, с двух сторон располагались воздухозаборники. Головная часть и двигательная установка отсутствовали. Видимо в них они не сомневались. Василий обошёл вокруг «сигару» и спросил:
- С чего начнём?
В этот момент вошёл уже знакомый лейтенант и разъяснил, что нельзя покидать «зону», в которой они будут работать, и что они находятся под наблюдением. Заодно спросил, что необходимо ребятам для работы. Василий только хотел что-то сказать, как Андрей его опередил:
- Нужны сборочные чертежи, а также подробные сенсорограммы полётов этого объекта. Если понадобятся инструменты и приборы, то мы сообщим дополнительно. Да, хотелось бы, если это возможно, какой-нибудь хронометр, для соблюдения режима и распорядка работы.
Заодно поинтересовался, как здесь выключается освещение. Куратор, как его уже прозвали ребята, поведал, что освещение включать и выключать они могут только в жилых блоках, а в ангаре свет горит постоянно для их безопасности. Аргумент, конечно сомнительный, но убедил их.
Лейтенант удалился, пообещав доставить всё в ближайшее время. Тут ребята вспомнили, что они с утра ничего не ели и решили исследовать кухню. Просмотрев содержимое холодильника и шкафов, обнаружилось достаточно еды для длительного нахождения. Правда, всё было замороженное – осталось только разогреть. Вскипятив чайник, они заварили чай и кофе и направились обратно в рабочую зону. Вначале они обсудили о возможном применении этой махины, длина средней части которой была больше двух метров.
Появился куратор в сопровождении двух солдат, которые несли стопки папок. Положив их на стол, они ушли. Лейтенант добавил рулон, похожий на обои и какой-то предмет округлой формы. Оказалось, что это часы, да не просто часы, а специальные. Они светились в темноте и, главное, показывали суточное время, т.е. циферблат был размечен на 24 часа. Учитывая, что они белого света не будут видеть, в прямом смысле, это был «подарок»!
Возле стола не оказалось ни одного стула. Тогда ребята принесли свободную кровать с матрасом – теперь стало удобнее. Андрей развернул принесённый рулон и расстелил его на столе. Там были различные линии и обозначения, что-то похожее на кардиограмму. Склонившись над графиком, он ходил вдоль стола и что-то сверял, записывая на каком-то обрывке бумаги. Затем передав его Виталию, попросил найти то, что было написано, в чертежах. Василий взглянул на часы и сообщил, что они бодрствуют больше 16 часов. К этому моменту Виталий что-то отыскал и показал папку Андрею. На этом «рабочий день» решено было закончить и, поужинав, лечь спать.
Обнаружилось одно неудобство - часы пришлось переносить в помещение обитания и обратно. Когда все улеглись, Андрей не переставал думать о причине неисправности. Да и сказалось то, что он поспал в самолёте. Повертевшись, он тихонько встал, сделал себе кофе и пошёл в рабочую зону. Разложив чертежи на столе, он начал ходить к объекту и обратно, постоянно что-то сверяя. Не найдя то, что искал, взял кружку и завалился тут же на кровать. Услышав шаги, он сел. Виталий, тоже с кружкой, решил к нему присоединиться. Не зная как начать разговор, спросил:
- Что, не спится?
- Да. Плохо засыпаю на новом месте. Скажи, а что за датчики, которые ты нашёл?
- Давления, судя по всему.
- А они одинаковые?
- Да.
Поставив кружку на пол, Андрей подошёл к столу, сверившись с чертежом, вернулся к «сигаре» и начал её всю обшаривать. Залез под неё и начал посмеиваться. Виталий подошёл к Андрею и спросил:
- Что?
- Всё! Буди командира!
Виталий, не поняв кого именно, направился в жилой отсек. Вернувшись, взял в руки свою кружку и сел на кровать.
Пришёл Василий. Судя по его виду, видимо он был единственный, кто смог заснуть. Андрей дал ему отхлебнуть из своей кружки. Вспомнив что-то, он начал водить глазами по помещению, не найдя, ушёл обратно. Когда он вернулся, то в руках у него были часы. Посмотрев поочереди на обоих, на стол, спокойно спросил:
- Есть новости?
Андрей подошёл к нему:
- Да, нашёл!
- Можно звонить генералу?
- Нет, рано. Вы вначале выслушайте и тогда решим – то это или не то.
- Рассказывай.
- Давайте вспомним, что рассказывал генерал. Когда начинался полёт, то примерно через тридцать секунд, происходило самоуничтожение. Теперь посмотрим на сенсорограмму.
Все подошли к столу и склонились над ним. Андрей взял ложку из чашки, облизал её и стал использовать как указку:
- Здесь все линии имеют свой рисунок, т.е. каждая линия обозначает данные своего датчика. И только две кривые имеют одинаковый узор. Мы с Виталей определили тип и назначение этих датчиков. Это измерители давления. Они идентичны, но выполняют разную функцию. Первый, статический, измеряет атмосферное давление в режиме покоя. Второй, динамический, делает тоже самое плюс замеряет силу давления воздуха в полёте. Электроника вычитает из динамических показаний статическое. В остатке получаем только давление воздуха в полёте, а значит и скорость. Теперь давайте посмотрим, где и как они установлены. Один как бы на спине, другой на брюхе. Видим, они установлены одинаково, т.е. обтекатели направлены в одну сторону. Если взглянуть на сборочный чертёж, то там они повёрнуты в разные стороны.
Андрей взял свою кружку, отпил и продолжил:
- Из этого делаем вывод. Раз они повёрнуты в одну сторону, то они измеряют одно и тоже давление, в данном случае статическое, при вычитании двух одинаковых показаний мы получаем скорость равной нулю. Значит, она не летит. После определённой задержки подаётся команда на самоуничтожение.
Он допил остатки, поставил кружку под кровать и с видом победителя завалился на неё.
Наступила тишина. Василий ещё раз подошёл к «сигаре», внимательно рассмотрел датчики, вернулся к столу, сверился с чертежами и поднял телефонную трубку:
- Здравствуйте, говорит старший группы Муромцев. Соедините меня с генералом.
После небольшой паузы продолжил:
- А что у вас здесь их много, я видел только одного.
Наступила пауза.
- Здравствуйте товарищ генерал. Наша группа закончила расследование и готова доложить о результате.
Опять молчание.
- Извините товарищ генерал, докладывать здесь, в ангаре будет удобнее, здесь есть сам объект, чертежи, схемы.
Василий закрыл глаза и начал кивать в такт, Наконец, открыл глаза и закончил.
- Да товарищ генерал, ждём.
Положил трубку и уже, обращаясь к ребятам:
- Скоро будет.
Хитро сощурясь, Андрей сев на кровать, спросил:
- Вась, а где ты так лихо научился с генералами разговаривать?
Тот нахмурясь:
- Я, между прочим, в армии служил.
- А, ну теперь сразу видно, что ты был отличником боевой и политической.
Василий стал искать, чем бы запустить в Андрея, но кроме телефона и часов, лежащих на столе, ничего не нашёл. Тогда он направился к нему, делая вид, что собирается задушить. Оба повалились на койку. И тут вошёл генерал со своей свитой. Ребята встали. Подойдя к столу, прогремел генеральский голос:
- Докладывайте, я вас слушаю.
Василий и Андрей тоже подошли к столу. Рассказывать начал Василий. После короткого вступления он передал слово Андрею. Виталий стоял возле «агрегата» и, когда речь зашла о датчиках, показывал, где и как они расположены. Когда Никитин закончил, генерал спросил:
- А можно развернуть один датчик?
Андрей:
- Можно, но тогда может нарушиться целостность обшивки, а вместе с ней прочность и герметичность корпуса.
- Ваши предложения?
- Найти среди остальных, правильно собранный экземпляр и испытать.
Генерал повернулся к одному из подчинённых и скомандовал:
- Выполнять.
И повернувшись к ребятам, уже не так строго произнёс:
- А теперь ВЫ поедете ко мне в гости.
Ребята впервые за время пребывания здесь, вышли на свежий воздух. Вдохнув утренней свежести, они сели в знакомый «УАЗик». Ехали не долго. Машина остановилась возле небольшого помещения, которое оказалось входом в подземелье. Дальше шли длинным, слабоосвещённым коридором, по бокам которого находились огромные металлические двери. Возле одной все остановились, подождали, когда она откроется и вошли.
Внутри, в глубине стоял стол с множеством телефонов, к нему был приставлен ещё один, по бокам стояли стулья. После того как генерал занял место во главе стола, он разрешил остальным занять свои места. Ребятам было предложено место в стороне, почти у входа, состоящее из небольшого дивана, журнального столика и двух кресел по бокам, в которые сели Вася и Виталий. Андрею достался диван. Когда все расположились, зазвонил телефон. Генерал поднял трубку и стал слушать, после чего прозвучал его бас, гулко усиленный подземельем:
- Выполняйте!
Рядом с ним, чуть позади, стоял старший лейтенант, видимо его адъютант. Слегка повернув к нему голову, он сказал:
- Чаю, и ребятам принеси чего-нибудь.
Адъютант подошёл к ним и поинтересовался, что им принести, те поблагодарив, отказались, всё-таки жутко было находиться в этом бункере, ничего не хотелось. Молчаливое ожидание начало утомлять. Вася и Виталий, пользуясь тем, что их лиц не видно, умудрились задремать. Только бы не захрапели – подумал Андрей.
Сколько продлилось ожидание, неизвестно, всем показалось, что целую вечность. Вдруг вошёл ещё офицер в чине подполковника и отрапортовал:
- Здравия желаю, товарищ генерал-майор. Разрешите доложить.
Генерал усталым голосом разрешил:
- Докладывай.
- Изделие Р-203С успешно прошло испытание и приземлилось в заданном районе.
Опять возобновилось молчание. Генерал сидел, сложа руки, уперев в них подбородок и, казалось, не моргая смотрел в одну точку. Затем ладонями утерев лицо, резко встал, после чего встали все, и, повернувшись к адъютанту, спросил, показав рукой туда, где стояли ребята:
- Сколько у нас находится эта группа?
Тот на секунду замешкался, посмотрел на свои часы и доложил:
- 14 часов и 47 минут.
Генерал продолжал, обращаясь к своим подчинённым:
- Вот, учитесь, как надо работать. Почти за 15 часов нашли причину неполадок и провели испытание. И если они просто сидели, то они сидели тут вместе с нами и также как и мы переживали. Значит, они тоже участвовали в испытании. И оно прошло успешно. Среди вас есть служившие в армии?
Обратился генерал к ребятам. Василий встал по стойке «смирно»:
- Старший сержант запаса Василий Муромцев.
Андрей и Виталий старались не смотреть друг на друга и еле сдерживали смех. Василий, за спиной, показал им кулак. Это он сделал зря, ребята прыснули. Хорошо, что в этот момент генерал отвлёкся и раздавал распоряжения, подкрепляя их крепкими выражениями:
- Срочно выяснить, где и кто собирал эту…, а самое главное, какой… осуществлял приёмку. Выполнять!
Рявкнул генерал. Тут же всех офицеров как ветром сдуло, и они остались впятером. Он дал какой-то знак адъютанту и тот подошёл к стенному шкафу, расположенному за креслом генерала и, открыв дверцы, стал там копошиться. Затем он повернулся, в руках у него был небольшой поднос, на котором стояли четыре наполненные металлические рюмки. Пока он готовился и подходил, генерал каждому пожал руку и каждого поблагодарил.
Затем он произнёс тост, где отметил важность произошедшего и какую неоценимую услугу оказали ребята не только для страны и для армии, но и для тысяч «оборонщиков», задействованных в этом очень важном проекте. После того как все выпили, подоспевший адъютант снова наполнил рюмки. Настала очередь Василия говорить ответный тост. Он от всех поблагодарил за доверие и содействие в реализации действий, направленных на осуществлении поставленной задачи. Короче, не подкачал, дал понять, что они могут работать не только инструментом, но и головой.
На этом официальная часть закончилась, генерал ещё раз поблагодарил за работу, сообщил, что их отправят домой первым самолётом. Когда не уточнил. Но спросил, какую он может оказать услугу или помощь. Тут неожиданно активировался Виталий и попросил посодействовать им в выделении дополнительного отпуска дней на десять. Генерал попросил уточнить, когда необходим отпуск. Виталий назвал дату. Дальше они разговаривали уже вдвоём, без участия Василия и Андрея. Генерал спросил:
- А откуда такая точная дата?
- Открытие сезона охоты.
- А, так вы ещё и охотники.
Тут «неожиданно» выяснилось, что он тоже любитель пострелять. Дальше пошли разговоры об оружии, местах охоты, некоторых охотничьих хитростях и неизвестно чем бы это закончилось, потому что адъютант стоял на изготовке и уже не с фляжкой, а с бутылкой, если бы не строгий взгляд Василия, направленный в сторону Виталия. Когда тот замолк, генерал напомнил, что хоть они и работают в одном «направлении», но в разных ведомствах и он не может приказывать начальству, которому подчиняются ребята. Но у него есть там знакомые, и он похлопочет об отпуске. Ещё раз, пожав всем руки, генерал проводил их до двери.
Дальше «буханка» привезла их к ангару. Зайдя вовнутрь, они обнаружили, что там остался только стол, пустые «козлы» и кровать, под которой стояли две кружки. Всё остальное, за время их отсутствия, успели унести. Как-то стало немного грустно и тоскливо, особенно без часов. Василий предложил что-нибудь съесть, как зашёл их почти родной куратор и сообщил, что самолёт их ждёт и у них на сборы пять минут. Собирать особо было нечего, поэтому в сумки покидали кое-какие припасы из холодильника и галеты из шкафа. Всё то, что разогревать не нужно.
Пока ехали на аэродром, с удовольствием поели, и шофёра солдатика угостили. Поначалу он отказывался, но увидев в зеркало, как они уминают, да и аромат стоял на весь кузов, согласился. Дальше посадка в самолёт, взлёт, набор высоты и можно расслабиться.
Андрей опять расположился на жёстких, неудобных сиденьях, положив сумку под голову и отвернувшись к иллюминатору. Вспомнив, как недавно он с «комфортом» ночевал в «Волге», забылся в полудрёме. Бессонная ночь дала о себе знать.
Проснувшись, не поворачиваясь, он ещё полежал с открытыми глазами и уже хотел повернуться, как услышал разговор Василия с Виталием. Василий его отчитывал:
- Зачем ты влез со своей просьбой. Мы и так бы выбили себе отпуск. А ты лишил нас возможности попросить действительно что-то необходимое. И выпил то всего ничего, а уже возомнил из себя.
Виталий что-то мычал в своё оправдание, а Василий ещё сильней напирал:
- Мало тебе было, что ты у Андрюхи девчонку увёл, а ведь он просил за тебя, чтобы взяли в лабораторию.
При этих словах Андрей окончательно проснулся. Чтобы не накалять ситуацию, он сделал вид, что просыпается и стал поворачиваться. Василий замолк. Сев на сиденье Андрей, сощурившись, посмотрел вокруг, как бы соображая, где он. Виталий сидел и испуганными глазами смотрел на него. Интересно, что он ему ещё наговорил? Что я проспал? Василий сидел, откинув голову назад и, закрыв глаза, делал вид, что спит. Вскоре самолёт начал снижаться и ребята пристегнулись.
Выйдя из "брюха" самолёта, они обнаружили, что идёт дождь. Пересев в заводской «Рафик», они доехали до метро и, попрощавшись, разъехались по своим маршрутам.