Найти тему
Красный Лотос

Права женщин в Кувейте

Набережная в районе Салмия, Кувейт (фото из личного архива, 2019 год)
Набережная в районе Салмия, Кувейт (фото из личного архива, 2019 год)

Приветствую всех моих замечательных подписчиков и читателей и желаю вам позитивного и удачного дня!

Сегодня я вам расскажу про права женщин в Кувейте, так как меня об этом спросили несколько читателей. Вашему вниманию сегодня я представлю как официальную хронику расширения прав кувейтских женщин, так и личный взгляд на "проблему", которой, в целом, нет.

Кувейт страна мусульманская, хотя и ислам в этой стране совершенно далек от, к примеру, ислама в Саудовской Аравии до 2017 года, да, впрочем, даже с нынешним состоянием КСА Кувейт сравнить невозможно, потому что он совершенно и абсолютно другой.

Кувейтский ислам мягкий, не навязчивый, не карающий, не пригинающий к земле. Кувейт сумел на своей земле создать религиозное общество без перегибов, без излишеств и без насилия. Можно сказать, что, в целом, в Кувейте вполне себе исламский рай для тех, кто не находится в поисках персонального ада.

Но не стоит забывать, что Кувейт, как страна, далеко не всегда был свободен, аки ветер в поле. Находясь на довольно выгодном географическом участке нашей планеты, эта страна всегда имела на себе чужой "глаз", причем "глаз" тот был как османским, так и саудовским, и английским, и иракским, и американским. То есть маленькому государству с низкой численностью населения почти всю свою историю приходилось мудро искать компромиссы, чтобы остаться на земле именно народом, и именно государством.

Справлялись и справляются они с превратностями человеческого мирообразования вполне недурно, ищут более-менее приличные компромиссы, хотя и принципами случается поступаться, но так, чтобы в будущем себе пути оставить.

У женщин Кувейта всегда была одна задача - беречь дом, имущество и детей в отсутствии мужчин. А мужчины раньше отсутствовали часто, ибо изначально страна зарабатывала себе на жизнь ловлей и продажей жемчуга. Куда продавали добытый жемчуг? В Индию, а путешествие туда с жемчугом и обратно с рисом и специями, занимало от 9 месяцев до года.

Все это время, пока значительная часть мужчин были в плавании, женщины оставались в домах, занимались своей женской работой - ткали ткани, готовили, растили детей, прибирались. Причем делали они это часто сообща, поэтому в 17 веке частенько можно было наблюдать единый двор на 4-5 домов, обнесенный достаточно высоким забором, чтобы дамы могли не носить никабов, занимаясь делами.

Женский никаб - а это одежда полностью закрывающая тело, кроме узкой прорези для глаз, существовал в культуре бедуинов задолго до ислама и являлся вынужденной мерой в пустынном и жарком климате. Представьте, что вас постоянно обдувает горячий ветер с песком и пылью, а с неба нещадно палит солнце с его летними +60-70 градусов? А теперь представьте себя в таких погодных условиях в топике, шортах и без панамки))) Уже больно стало, не правда ли?

Для бедуинов такая одежда была необходимостью, подобную носили и мужчины. А черный цвет никаба у бедуинов точно также не относился к требованиям религии, а всего лишь был максимально не марким, потому-то именно его и избрали женщины (сами избрали, а не их заставили).

Во время внешнего управления Англией в начале прошлого века, Кувейт все еще придерживался строгих правил в отношении женщин. В примеру, женщины не учились в школе, да и, в целом, проводили большую часть своей жизни дома, лишь время от времени ходили на базар, именуемый у арабов "сук", да забегали поболтать к соседкам.

В 1916 году для женщин ввели обязательные уроки изучения Корана, а первая частная школа для девочек была открыта в 1926 году, и в ней уже учили писать, читать, считать и заниматься рукоделием.

В 1937-м году в Кувейте ввели обязательное государственное образование, не зависящее от пола ребенка, то есть начали повсеместно открываться как школы для мальчиков, так и школы для девочек (тогда практиковалось исключительно раздельное обучение).

А в 1940-м году у всех женщин, включая взрослых, появилась возможность бесплатно обучиться грамоте, причем такое разрешение нашло самый горячий отклик в женских рядах. Однако возможности учиться заграницей в это время кувейтские женщины не имели, как и не имели они права без сопровождения махрама (родственника мужского пола) путешествовать, покидая пределы Кувейта.

В 1950-х годах начало набирать обороты протестное женское движение, требующее уравнения прав мужчин и женщин, включающее и право на образование заграницей, и право не носить закрытую национальную одежду. В 1956-м году группа кувейтских женщин сожгла свои абайи в качестве протеста.

Далее по всей стране, словно грибы после дождя, начали образовываться женские клубы, отстаивающие права женщин на спорт, на избирательное право, на право путешествовать без сопровождения, на работу и так далее.

Увлеченности и активности арабских женщин, и кувейтских женщин в частности, можно только позавидовать, потому как натуры они увлекающиеся настолько, что гору свернут и не заметят, ежели им чего надобно)))

Поэтому уже в 60-х годах прошлого века доля кувейтских женщин, предпочитающих мини, была куда выше доли, отдающих предпочтение традиционным закрытым нарядам. Дамы свободно учились в университетах внутри государства и в аудиториях под партами красовались стройные ножки, обутые в туфельки на каблучках, прятавшиеся под короткими юбочками.

Явление было очень массовым, дамы с удовольствием демонстрировали фигуру и свободу выражения, никак не находя в этом проблемы. Отношение к этому мужчин было, как водится, двояким. С одной стороны всегда любопытно посмотреть на женскую фигурку, скорее раздетую, чем одетую, а с другой стороны, отцы, братья и мужья явно не сильно радовались тому факту, что на их дочь/сестру/жену таращатся чужие мужики на улицах.

Ситуация с формой одежды начала сильно меняться в 90-е годы, когда цветущая, будто диковинный волшебный цветок страна, вдруг, опалилась огнем войны и горя.

Серьезности те полтора года боевых действий и еще четыре года нескончаемых нефтяных пожарищ с вездесущим черным дымом добавили мгновенно, сильно изменив сознание граждан и гражданок страны.

С тех пор маятник заметно качнулся в другую сторону. Женщины все чаще стали выбирать закрытую традиционную одежду, хотя и получили и право на вождение автомобиля, и право на учебу заграницей, и право на путешествия без сопровождения, и право на работу. Даже избирательное право они получили в 2006 году. Причем они получили право не только избирать, но и быть избранными, поэтому уже в 2009 году в парламент были избраны 4 женщины, а места в министерствах все активнее отдавали кувейтским прелестницам.

В 2014 году 22 женщины были избраны на должности прокуроров Кувейта, и даже министерство по делам ислама (вакуфа) в 2018 году, наконец, сдалось, позволив и в нем занимать женщинам руководящие должности)))

Министром финансов в Кувейте, кстати, тоже была женщина, избранная в 2019 году (после вступления в должность нового Эмира в 2024 году все места сменили своих владельцев), чего нет ни в одной другой стране Персидского залива. А в 2020 году 8 кувейтских женщин прокуроров были повышены в должности до судей.

Уже к 2011 году в Кувейте доля женского труда доходила до 58%, что, согласитесь, для арабского государства довольно высокая цифра. Задействован женский труд был как в традиционных для ислама желательных профессий врача, учителя и воспитателя, так и торговые дела, банковское дело, бизнес, министерская работа, работа в полиции и армии, организация благотворительных фондов.

Кстати, о том, как противоборствуют в арабских странах женскому труду можно почитать вот в этой статье про декреты:

Однако женским феминистским клубам все еще есть над чем работать по части расширения прав женщин в стране. Основная проблема, которая сильно коробит кувейтянок после получения ими избирательного права, это невозможность передавать кувейтское гражданство по своей линии.

В настоящее время гражданство своим детям и иностранной жене может дать только кувейтских мужчина, женщина же, вышедшая замуж на сторону, таким правом не обладает. Послабление дается только в виде пожизненной визы рожденным ею детям, однако одновременно с этим им не дается право на пенсионное обеспечение, право на выплату дивидендов от продажи нефти и нефтепродуктов, право на беспроцентные ссуды на жилье и бизнес, право бесплатно получать образование.

В Кувейте действуют и законы шариата, которые применяются, если речь идет о семейном праве. В связи с этим, женщина (если она не вдова) не может выйти замуж без разрешения опекуна (отца, брата, дяди), а свидетелями на бракосочетании могут быть только мужчины.

Минимальный срок для вступления в брак для женщин в Кувейте - 15 лет при условии разрешения на брак от опекуна. Но на практике такое право не реализуется, более того, доля женщин, вступивших в брак до достижения возраста 20 лет составляет всего 5%.

А, вот, если женщина вдова, то она имеет право самостоятельно принимать решение о вступлении в брак, разрешение ни от кого ей на это не потребуется. Единственное ограничение, которое действует и в этом случае, это запрет на брак с немусульманином.

Имеют право женщины в Кувейте и требовать развода. Причем суд удовлетворит их требования незамедлительно, если причина развода лежит в плоскости дозволенных исламом: муж не обеспечивает, муж бесплоден, муж не исполняет супружеские обязанности в силу физиологии, муж не появляется дома более года (пропал или сидит в тюрьме), муж психически/физически болен, муж наркоман или алкоголик. Все прочие причины (типо "надоел/разлюбила") не считаются уважительными, поэтому дело о разводе будет затягиваться, если на развод не согласен муж.

Опека над детьми определяется судом и, в целом, в Кувейте шансы оставления детей с отцом или матерью 50/50. Если мужчина не настаивает на том, что дети просто обязаны жить с ним, то опека априори остается за матерью до достижения детьми, в среднем, 14-ти лет, а после они могут решать сами, с кем им жить.

Суд не оставит детей с матерью, если имеет место доказанная измена женщиной (тут да здравствуют новейшие технологии, потому как в качестве доказательства стали принимать фото и видео, а не только свидетельские показания), если женщина имеет психические отклонения и может навредить детям, а также если отец уперся и подключил все свои связи, ибо у отца все равно приоритет.

Имущественные права и права наследования определяются в соответствии с законами шариата, я о них вам рассказывала подробно ранее:

При общении с кувейтскими женщинами я не замечаю их ущемленной позиции в обществе. Их не принуждают сидеть дома, напротив, всячески помогают устроиться на работу (почти в любой должности), если она пожелает, их не ущемляют в праве получать образование, они спокойно и часто путешествуют одни или в компании подруг/родственниц, их не принуждают носить определенную одежду.

Недавно мы заходили в офис компании, занимающейся продажей недвижимости. Там основные менеджеры - три сестры кувейтянки в возрасте 28-40 лет. Все трое, кстати, носят хиджабы и закрытую стильную одежду европейского стиля (по собственному желанию), хотя только самая младшая из них обязательно совершает пятикратную молитву, тогда как две другие не усердствуют на религиозном пути.

Все три женщины совершенно свободны, на угнетенных точно не похожи. У каждой личный автомобиль, который они с удовольствием водят, каждая любит путешествовать и делает это регулярно, а мужиков-то как лихо строят, прямо засмотришься)))

Разговорились с ними, они очень заинтересованы в деловых связях с Россией, задумались о том, чтобы привозить в Кувейт некоторые российские продукты (одежду и косметику) на продажу. Поговорила я с ними и о правах женщин, где они высказали мнение, что у кувейстких женщин по многим статьям прав больше, чем у западных женщин, а единственный пробел - это то самое право передачи гражданства по женской линии.

Еще одна знакомая мне кувейтская женщина трудится в Кувейте министром, на мой вопрос про ущемление ее в правах заразительно и звонко рассмеялась, сказав, что прав у них даже больше, чем это разумно в отношении некоторых особ в Кувейте)))

Как видите, мои уважаемые читатели, с правами у женщин в Кувейте все вполне радужно, и они этими правами пользуются. Разумеется, наличие прав у них никак не отменяет частные случаи попрания этих прав, но домашнее насилие - это проблема любого человеческого общества, и Кувейт тут не исключение. Свои заметки на полях по теме и вопросы оставляйте в комментариях)))
Кувейт
294 интересуются