584 подписчика

Наследование имущества в трех религиях. Какое место женщина занимает в очередности

131 прочитал
Мусульманское кладбище в Казахстане (открытые источники)
Мусульманское кладбище в Казахстане (открытые источники)

Сразу скажу, что я ни разу не богослов и не великий эксперт в религии, однако вопрос наследования в иудаизме, христианстве и исламе весьма интересен с точки зрения споров о справедливости подобного распределения. Предупреждаю, что сегодня будет много букв, так что на статью придется потратить изрядное количество времени.

Многие люди, далекие от религиозности и богобоязненности, и опирающиеся исключительно на равенство полов и законность права наследования, сетуют, что, мол, именно в исламе права женщин так ущемляются, что даже наследства им достается куда меньше, чем мужчинам. А как же правила иудаизма и христианства? Они что, справедливее к женщинам? Давайте-ка разбираться)))

Сегодня поговорим о правилах наследования в исламе, сравним их с аналогичными правилами в христианстве и иудаизме и, наконец, решим, справедливы ли они, или придуманные гражданские законы лучше и понятнее любых законов религиозных.

Начнем, пожалуй, по старшинству религий, то есть с иудаизма, поехали:

1. Правила наследования в иудаизме.

Торой установлена определенная очередность наследования усопшего родственника. Чем ближе человек по степени родства к наследуемому, тем больше прав он имеет на обладание наследством, то есть он предшествует всем остальным родственникам, с меньшей степенью родства (Шулхан Арух, там же, 276:1,2).

Первым по порядку наследников человека является его сын. Он наследует всё имущество усопшего отца. Если у наследуемого есть несколько сыновей, они делят имущество между собой поровну. Если один из сыновей - первенец (т.е. первый родившийся у отца при обычных родах ребенок, если это - сын, даже если у матери это не первый ребенок), он получает двойную долю наследства (Шулхан Арух, там же, 277:1).

Если тот, кто должен был по закону наследовать, умер при жизни наследуемого, его право на наследство переходит к его потомству (к сыновьям сыновей, а если нет таковых, то к их дочерям). В первую очередь - к сыновьям, а нет сыновей - к их потомкам. Потомство первенца, соответственно, имеет право на двойную долю наследства.

Таким образом, если у усопшего человека, оставившего после себя наследство, есть, к примеру, 3 сына и 2 дочери, то выходит, что дочерям наследства не достаётся.

Если у наследуемого нет ни сыновей, ни потомков сыновей, следующий кандидат на наследство - дочери наследуемого. Если дочери умерли при жизни наследуемого, в качестве наследников выступает их потомство (то есть их сыновья, а если нет сыновей, то потомки сыновей; если нет таковых, то дочери дочерей, а если умерли дочери дочерей, то наследниками являются потомки дочерей). Если у наследуемого нет ни сыновей, ни дочерей, ни их потомства, следующий по порядку наследования - его отец. Отец одинаково наследует и сыну, и дочери (Рамбам, там же). Умер отец - наследует потомство отца, согласно приведенному выше порядку (то есть братья и сестры наследуемого и их потомство). За отсутствием перечисленных выше родственников, наследство полагается дедушке наследуемого, то есть отцу его отца. Если умер дед, право получения наследства переходит к его потомкам (дядям и тетям наследуемого по отцу) и так далее.

Сын наследует отцу, даже если он родился уже после его смерти (Евамот, 87а). В отношении остальных родственников мнения законоучителей расходятся, могут ли они унаследовать тому, кто умер до того, как они родились.

Те, кто говорит, что ислам не справедлив при распределении наследуемого имущества - а где в иудаизме в качестве наследника жена усопшего, а?)))

Наследство передается по отцовской линии, как сказано: «По их семьям, в соответствии с отчими домами» (Бемидбар 1:2). Жена не наследует мужу (кроме тех случаев, когда она одновременно с этим является его родственницей, например, дочерью брата, и у него нет предшествующих ей наследников). Муж наследует жене и является первым по очередности ее наследников. Но если он умер перед женой, его потомство не наследует его жене, когда та умрет. Братья и сестры, дяди и тети по материнской линии не имеют права на наследство.

Мать не наследует сыновьям и дочерям. Сыновья наследуют матери и ее родственникам, а в случае, если у женщины нет сына или его потомства, ей наследует дочь или ее потомство (Шулхан Арух, там же, п.4). Если сын и дочь умерли при жизни матери, их потомство наследует ей, когда та умрет, но их братья или другие родственники по отцовской линии не имеют права на ее наследство. Если женщина умерла при жизни сына, ее наследство переходит к нему, а от него - по обычному порядку, включая родственников по линии его отца. Первенец не получает двойную долю наследства матери (Шулхан Арух, там же, 278:1). Женщине, которая умерла после мужа, не оставив после себя никакого потомства, наследует ее отец, братья и т.д. по порядку, приведенному выше.

Этот текст взят с одного из иудейских сайтов, толкующих в одном из разделов право наследования в семье. Там есть еще множество тонкостей наследования, но наша сегодняшняя тема больше не о самом наследстве, а о праве женщины в наследовании за отцом, мужем или братьями.

От себя добавлю, что среди ортодоксальных евреев бытовала традиция, которая не просто не выделяла жене усопшего долю наследства, но и саму ее делала наследством, которое наследовал его ближайший родственник мужского пола.

2. Наследование в христианстве.

Что касается христианства, то материальные вопросы наследования имущества усопших были прописаны в Ветхом Завете, в Новом же Завете речь шла не о материальных, а о духовных ценностях и их наследовании.

Так как Ветхий Завет является общим для иудеев и христиан, то по части наследования правила христианства и иудаизма, в целом, идентичны.

Первое, что стоит отметить в этом случае - земля, являющаяся в собственности семьи не подлежит переходу в чужие руки. А если владеющий землей вынужден был ее продать, то в юбилейный год (каждые 50 лет) эта земля должна возвратиться к изначальному собственнику (или его наследникам). То есть тут больше уместно слово не "продажа", а сдача в долгосрочную "аренду" земельного участка, максимальным сроком на 50 лет.

На страницах Священного Писания многократно упоминается понятие первородства, в частности применительно к наследованию. В числе преимуществ первородного сына перед своими братьями было право на двойную часть из имущества отца.

Наследство разделялось по числу сыновей плюс один. Старший сын получал двойную долю. Такова была обычная практика на всем древнем Ближнем Востоке. В Книге Бытие (временем ее написания считается период между 1471-1450 гг. до Р.Х.) повествуется о продаже Исавом своего первородства его брату Иакову (см. Быт. 25, 27-34). Продажа Исавом своего первородства (см. Быт. 25. 27-34) лишила его этой дополнительной доли (а не всего наследства).

В Книге Числа (Числ. 27. 1-7) повествуется о том, что дочери умершего Салпаада, носящие имена Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца, предстали пред Моисеем и всем обществом и говорили:

«За что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что у него нет сына? Дай нам удел среди братьев отца нашего» (Числ. 27. 4). «И представил Моисей дело их Господу. И сказал Господь Моисею: Правду говорят дочери Салпаадовы: дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их» (Числ. 27. 5-7).

В одном из комментариев к Числ. 27, 5-7 отмечается, что в указанном тексте дается ответ Бога на конкретный вопрос, а в последующих стихах 8-11 гл. 27 сформулирован общий закон о наследовании земли:

«И сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его; Если же нет у него дочери, передавайте удел братьям его. Если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его; Если же нет братьев отца его, отдайте удел близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею».

Таким образом, дочери имели право на наследование за отцом в случае, если у отца не было сына или сыновей сына. Однако условием такого наследования становилось то, что замуж они могли выйти только за представителя клана отца и никак не "на сторону", в противном случае наследства они лишались.

Опять же, в христианстве ничего не сказано о праве жены наследовать за мужем, только за отцом. Таким образом ни иудаизм, ни христианство не давали право женщине наследовать имущество за своим усопшим супругом.

3. Наследование в исламе.

Ислам как раз куда более справедлив в отношении всех ближайших родственников усопшего, кто бы что ни говорил поперек этого. Судите сами.

Начнем мы с диаграммы распределения имущества усопшего главы семейства, чтобы не заблудиться в тонкостях исламских правил наследования:

Диаграмма распределения наследства (открытые источники)
Диаграмма распределения наследства (открытые источники)

Как видно на диаграмме, свою долю наследства получили в положенных долях наследники первой категории и никто из них не остался обижен. И жена усопшего и его дочь получили свои доли, как и его сын, а также мать с отцом.

В Коране информация о долях наследства для всех членов семьи содержится в трех аятах суры «ан-Ниса». Это 11, 12 и 176 аяты. Эти аяты, вместе с высказываниями Посланника Всевышнего (мир ему) позволяют современным ученым в полной мере реализовывать на практике исламское наследственное право.

Шариат устанавливает, что из имущества усопшего в первую очередь необходимо возместить расходы на похороны, выплатить долги, если имеются, а также компенсировать иные расходы. Оставшееся имущество должно быть разделено среди наследников. В Коране об этом говорится следующее:

«...после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга...» (сура «ан-Ниса», аят 12).

Завещание в исламе всячески приветствуется, чтобы не было длинных споров и похода к кадию (судье) по части справедливого согласно исламу раздела имущества усопшего:

«Не подобает мусульманину, который владеет каким-либо имуществом, проводить более двух ночей, не имея при себе написанного завещания на это имущество» (Бухари).

После того, как будет оглашено завещание и осуществлены выплаты по нему, в свои права вступают те близкие родственники, доли которых отдельно оговариваются в Коране. Лишение этих родственников своих долей недопустимо.

Родственники, доли которых оговорены в Коране, это ближайшие члены семьи усопшего: муж, жена, сын, дочь, отец, мать, дедушка, бабушка, а также кровные и сводные братья и сестры.

Я специально выделила жирным шрифтом тех женщин, которые обязательно наследуют имущество усопшего, как видите, женщины в нем упомянуты в обязательном порядке, а не по остаточному принципу, как в иудаизме или христианстве.

Размер доли наследства оговорен в Коране и зависит от степени родства. Чтобы точно рассчитать размер каждой доли наследства, можно обратиться к имаму районной мечети или в духовное управление.

В Коране говорится:

«Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники» (сура «ан-Ниса», аят 7).

Различия в размерах долей наследства между мужчиной и женщиной связана, в первую очередь, со степенью родства и количеством наследников, а также в связи с тем, что в конкретном случае дети обоих полов наследуют от своих умерших родителей. Если же, например, родители наследуют от своих умерших детей, то доли их равны.

Мусульманские ученые дают еще одно описание кажущейся неравномерности долей наследства. Брат имеет право наследовать двойной размер доли наследства, поскольку на нем по шариату лежит обязанность содержания своей сестры. Таким образом Всевышний Allah гарантировал справедливость и экономически защитил имущество всех членов семьи.

Какие же доли наследства полагаются жене и дочерям усопшего (остальных родственников пока в расчет не будем брать, иначе и к ночи не управимся):

Жена если умирает её муж, наследует одну восьмую его имущества при наличии других наследников. Но ей полагается в два раза больше – одна четвёртая, если у умершего мужа нет наследников первой категории.

Если у мужчины несколько жён, то они получают совокупно те доли, о которых говорилось ранее (то есть одна восьмая и одна четвёртая соответственно).

Дочь. Если у умершего человека есть только дочь (других детей, в особенности, мальчиков нет), ей переходит половина оставшегося имущества. Если у него остались две или больше дочери (и снова отсутствуют сыновья), то им на всех уходит две трети наследного имущества.

Если же у умершего остались как сыновья, так и дочери, то им на всех переходит всё имущество после получения соответствующей доли другими наследниками первой категории. Между детьми умершего имущество делится таким образом, что мальчикам должно достаться его в два раза больше.

Отмечу, что к наследникам первой категории относятся жена, дети и родители усопшего. Ко второй категории относятся его братья и сестры, к третьей бабушки и дедушки в соответствии с правилами "правильности" и "неправильности" таких бабушек и дедушек ("правильные" дедушки и бабушки считаются по линии отца усопшего, "неправильные" по линии матери).

Подведем итоги разговора о религиозных правилах наследования.

Общее правило для всех трех небесных религий (религий Единобожия) является то, что наследование имущества за усопшим производится уже после того, как из этого наследства оплачивается погребение тела и раздаются долги наследодателя.

В иудаизме, как и в христианстве, жены усопшего не имеют право на наследование за ним имущества, такое право есть только у дочерей и то по остаточному принципу после сыновей, при их наличии, или при условии брака внутри клана своего усопшего отца.

В исламе жене и дочерям усопшего полагаются обязательные части имущества в соответствии с правилами.

Что же выходит в итоге? Ислам не справедлив к женщинам, а иудаизм и христианство справедливы?)))

Относительно завещания в исламе. Составление такого завещания также изобилует правилами, которые, в сущности, практически повторяют шариатские правила распределения наследства. То есть отец не может написать завещание только на кого-то одного, оставив остальных "с носом". Но и тут имеется выход из положения. Наследодатель имеет полное право еще при жизни подарить часть своего имущества тому или иному члену семьи, оформив этот подарок в соответствии с законом.

Таким образом, если отец решил подарить своей дочери, к примеру, квартиру, то он при жизни оформляет на нее все документы, и после его смерти никто из наследников не имеет права оспорить это решения по части наследования имущества. То же самое и с землей и со счетами, то, что подарено при жизни, не подлежит разделу после смерти наследодателя.

Что касается возможных долгов в исламе, то если из имущества усопшего нечего раздать по части долгов, то долги не наследуются. Однако наследникам первой или второй очереди предлагается возместить долги усопшего добровольно. Это связано с тем, что после смерти долги остаются с человеком и в загробном мире, если они не возмещены, то Всевышний предоставляет решать это душам между собой, не прощая земные долги и не отменяя их. Если тот, кому должны, не отказывается от своего притязания на долг, то в его "копилку" добавляются добрые деяния должника, а должнику добавляются "в копилку" дурные деяния того, кому он должен. Неплохая мотивация отдавать долги, как мне кажется)))

А что же законы?

Законы во всех странах разные, но объединяет их одно - долги наследуются вместе с имуществом. Да, существуют лазейки в виде отказа от наследования, какие-то еще, возможно, но факт остается фактом - долги по закону достаются наследникам и побуждают их в обязательном порядке их выплачивать.

В каких-то случаях это вполне справедливо, а в каких-то вовсе нет, но "dura lex, sed lex", то есть закон суров, но это закон)))

Опять же, законодательное распределение наследства в случае наличия завещания крайне редко бывает действительно справедливым, так как в семьях даже среди детей есть любимчики, рабочие лошадки или пропащие, между которыми родители могут делить имущество вовсе не в равных долях, а исходя из возможностей и способностей своих детей или личных предпочтений. Где тут пресловутая справедливость? Да нет ее)))

Предупреждение:

При обсуждении религиозных правил и особенностей - уважайте друг друга. Каждая религия имеет право на существование и на уверование в ее правила и нормы. Любые оскорбления в адрес любой религии или оскорбления оппонентами друг друга будет жестко пресекаться навечным баном на этом канале. Давайте, ребята, жить дружно и беседовать вежливо)))

Вот я вам и обрисовала общие контуры права наследования в трех религиях. Что думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Поделитесь в комментариях, какую религию вы посчитали более справедливой в отношении наследования и почему? А, может быть, у вас есть свои соображения по части справедливости наследования?)))