Отрывок из «Воспоминаний» капитана 2 ранга Федора Викторовича Северина (выпуск 1899 года из Морского Корпуса).
Во второй раз нами была произведена учебная стрельба. На этот раз, хотя падание снарядов было немного лучше, но все же оно было неудовлетворительным. С тяжелым сердцем, видя результаты такой стрельбы, пошли дальше, продвигаясь на Восток.
Пасху встретили с застопоренными машинами в 200 милях к западу от острова Ява. На судах служили заутреню, затем было розговенье, а в первый день праздника ездили к друзьям на другие корабли. Отбросы пищи с судов привлекали к месту нашей стоянки огромное количество акул, почему мы в шутку назвали это место - Акул-Тоун (Город акул).
После Светлого праздника пошли ко входу в Малакский пролив. Северный вход его очень широк и противоположного берега не видно. Но спускаясь на юг, можно было уже любоваться красотами тропической природы - золотисто-белый песок, зеленые стройные пальмы... Вдали показалась белая башня маяка, ярко освещенная солнцем. Когда мы ближе подошли к этому маяку, мы заметили, как от него отделился белый моторный катерок и побежал к нам навстречу. Первой мыслью было, что он хочет нам что-то передать, но мы ошиблись. Катерок не подошел к борту, а прошел контркурсом вдоль всего отряда, как бы осматривая суда и считая их число. Затем он повернул и исчез в живописной бухточке за маяком. Как известно, все маяки, где бы они ни находились, обыкновенно соединены с ближайшим городом телефоном и, таким образом все сведения о количестве, типе и времени прохождения наших судов могли быть сейчас же сообщены куда следует, тем более что это были английские владения.
На следующий день мы подошли к Сингапуру. Море, как зеркало - мертвый штиль... Было около - 5 часов утра. Все спали, из-за тропической жары, на верхней палубе. Среди утренней тишины вдруг раздалась команда: «Комендоры - по орудиям! Быть наготове!»
Особым распоряжением было запрещено закрывать замки, чтобы при заряженном орудии не произвести случайного выстрела. Орудийная прислуга, спавшая здесь же у орудий, все приготовила к возможному бою. Я привстал со своей койки и вижу, как по нашему курсу штилюют две местные шхуны. На вахтенном мостике полагали, что пребывание на нашем пути этих шхун умышленное, тем более что нас все время предупреждал Главный Морской Штаб о готовящемся на нас нападении. На всех судах заходили башни и все готово было к бою. Как я сказал выше, орудия были заряжены, но ради предосторожности, во избежание случайного выстрела, замки не были закрыты. Мы остерегались преждевременного выстрела, который повлек бы за собой общую стрельбу со всех судов, а находясь под Сингапуром, снаряды могли бы залететь в город, что вызвало бы крупный дипломатический инцидент, чего мы всемерно старались избегнуть. Настроение было чрезвычайно напряженное, ожидали с минуты на минуту взрыва. Но прошли благополучно. Оказалось, это были две безвредные шхуны, заштилевшие в проливе, а не «шельмецы», как называл адмирал Небогатов всех недругов России.
Огибая Сингапур, мы заметили несколько дымков, направлявшихся в кильватерной колонне с севера на юг. Имели основание думать, что это японцы, но через некоторое время удалось определить, что идут три английских крейсера. Продолжая идти на юг, мы встретили какой-то голландский крейсер, сигналом нас известивший, что он будет нас сопровождать все время, пока мы будем находиться в голландских территориальных водах. Дойдя до границы своих вод, он поднял сигнал: «Желаю успешного плавания» и отошел от нас. Мы же продолжали идти тем же курсом к месту еще одного - последнего - рандеву; это было в 1ОО милях южнее Сингапура. Часов около 11-ти утра пронесся над нами сильнейший тропический шквал - затянуло весь горизонт и полил сильнейший дождь.
Когда прояснилось, мы подошли к месту рандеву и тогда же заметили вдали большой белый катер, медная труба которого горела ярким светом на солнце. Катер этот держал курс на нас.
Подойдя к борту нашего флагманского корабля, он передал почту, вернее - служебные телеграммы. Из них адмирал узнал, где мы можем соединиться с эскадрой адмирала Рожественского, а именно у берегов Аннама. Кроме того, адмирал Небогатов узнал, что он награжден орденом св. Станислава 2-й степени...
С катера нам рассказали, что английские власти, за неделю до нашего прохода Сингапура, запретили всем малым судам и катерам выходить из порта без особого на то разрешения. Однако, чтобы во что бы то ни стало доставить нам ценные для нас сведения, наш консул вошел в сношения с одним доброжелательным к России французским виноторговцем, который, в свою очередь, сговорился с богатым индусом. Этот последний заявил портовым властям, что ему необходимо поехать на один из островов архипелага на семейное торжество. Английские власти не считали возможным отказать этому влиятельному в стране индусу в его просьбе и разрешили ему выйти из порта на катере. Катер направился в заранее условленное место - пустынное и безлюдное, где-то на берегу Кохинхины. Там ночью приняли на катер виноторговца француза со всей почтой от русского консула. Для ориентировки на катере была всего маленькая карта архипелага, вырезанная из учебника географии. В организации этого рандеву конечно главная заслуга падает на нашего консула — это благодаря ему мы узнали, куда нам направляться.
Если бы и на рандеву мы не получили бы вышеуказанных сведений, то у нашего адмирала был разработан план: идти во Владивосток много мористее островов Японии, причем каждое из военных судов должно было быть взято, из-за экономии угля на буксир одним из транспортов. Может быть, было бы значительно лучше если бы мы не встретили этого катера из Сингапура… Кто знает?
Накануне соединения нашего отряда с 2-й Тихоокеанской Эскадрой, с темнотой нас обнаружили наши разведочные суда, высланные адмиралом Рожественским. Но они нас сразу не узнали, и у нас создалось даже впечатление, что они нас приняли за неприятельские суда, так как удалились от нас.
Подойдя к берегам Аннама у бухты Куа-бей мы увидали всю эскадру, двигавшуюся 4-х узловым ходом то в одну, то в другую сторону, поджидая грузящияся углем суда. Угольщики же были в самой бухте и туда заходили по очереди для погрузки.
В водах Аннама нас сопровождал французский крейсер, который держался на значительном расстоянии от нас. Когда очередь подошла нашему кораблю войти в бухту Куа-бей для погрузки угля, группа офицеров задумала отправиться на берег на охоту за тиграми. Подточили концы пуль и отправились, но не прошло и часа, как эти охотники вернулись обратно на судно. Как говорится «сдрейфили» А этих зверей видимо было не мало. Лично я слышал ночью, находясь наверху, их рев, а может быть это был рев других животных, когда вокруг все затихало...
Продолжение следует...
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================