Найти тему
БИТ

Поход эскадры контр-адмирала Небогатова на Дальний Восток в 1905 году. Часть 5

Отрывок из «Воспоминаний» капитана 2 ранга Федора Викторовича Северина (выпуск 1899 года из Морского Корпуса).

Предыдущая часть - здесь.

Во второй раз нами была произведена учебная стрельба. На этот раз, хотя падание снарядов было немного лучше, но все же оно было неудовлетворительным. С тяжелым сердцем, видя результаты такой стрельбы, пошли дальше, продвигаясь на Восток.

Пасху встретили с застопоренными машинами в 200 милях к западу от острова Ява. На судах служили заутреню, затем было розговенье, а в первый день праздника ездили к друзьям на другие корабли. Отбросы пищи с судов привлекали к месту нашей стоянки огромное количество акул, почему мы в шутку назвали это место - Акул-Тоун (Город акул).

После Светлого праздника пошли ко входу в Малакский пролив. Северный вход его очень широк и противоположного берега не видно. Но спускаясь на юг, можно было уже любоваться красотами тропической природы - золотисто-белый песок, зеленые стройные пальмы... Вдали показалась белая башня маяка, ярко освещенная солнцем. Когда мы ближе подошли к этому маяку, мы заметили, как от него отделился белый моторный катерок и побежал к нам навстречу. Первой мыслью было, что он хочет нам что-то передать, но мы ошиблись. Катерок не подошел к борту, а прошел контркурсом вдоль всего отряда, как бы осматривая суда и считая их число. Затем он повернул и исчез в живописной бухточке за маяком. Как известно, все маяки, где бы они ни находились, обыкновенно соединены с ближайшим городом телефоном и, таким образом все сведения о количестве, типе и времени прохождения наших судов могли быть сейчас же сообщены куда следует, тем более что это были английские владения.

На следующий день мы подошли к Сингапуру. Море, как зеркало - мертвый штиль... Было около - 5 часов утра. Все спали, из-за тропической жары, на верхней палубе. Среди утренней тишины вдруг раздалась команда: «Комендоры - по орудиям! Быть наготове!»

мертвый штиль
мертвый штиль

Особым распоряжением было запрещено закрывать замки, чтобы при заряженном орудии не произвести случайного выстрела. Орудийная прислуга, спавшая здесь же у орудий, все приготовила к возможному бою. Я привстал со своей койки и вижу, как по нашему курсу штилюют две местные шхуны. На вахтенном мостике полагали, что пребывание на нашем пути этих шхун умышленное, тем более что нас все время предупреждал Главный Морской Штаб о готовящемся на нас нападении. На всех судах заходили башни и все готово было к бою. Как я сказал выше, орудия были заряжены, но ради предосторожности, во избежание случайного выстрела, замки не были закрыты. Мы остерегались преждевременного выстрела, который повлек бы за собой общую стрельбу со всех судов, а находясь под Сингапуром, снаряды могли бы залететь в город, что вызвало бы крупный дипломатический инцидент, чего мы всемерно старались избегнуть. Настроение было чрезвычайно напряженное, ожидали с минуты на минуту взрыва. Но прошли благополучно. Оказалось, это были две безвредные шхуны, заштилевшие в проливе, а не «шельмецы», как называл адмирал Небогатов всех недругов России.

Огибая Сингапур, мы заметили несколько дымков, направлявшихся в кильватерной колонне с севера на юг. Имели основание думать, что это японцы, но через некоторое время удалось определить, что идут три английских крейсера. Продолжая идти на юг, мы встретили какой-то голландский крейсер, сигналом нас известивший, что он будет нас сопровождать все время, пока мы будем находиться в голландских территориальных водах. Дойдя до границы своих вод, он поднял сигнал: «Желаю успешного плавания» и отошел от нас. Мы же продолжали идти тем же курсом к месту еще одного - последнего - рандеву; это было в 1ОО милях южнее Сингапура. Часов около 11-ти утра пронесся над нами сильнейший тропический шквал - затянуло весь горизонт и полил сильнейший дождь.

-2

Когда прояснилось, мы подошли к месту рандеву и тогда же заметили вдали большой белый катер, медная труба которого горела ярким светом на солнце. Катер этот держал курс на нас.

Подойдя к борту нашего флагманского корабля, он передал почту, вернее - служебные телеграммы. Из них адмирал узнал, где мы можем соединиться с эскадрой адмирала Рожественского, а именно у берегов Аннама. Кроме того, адмирал Небогатов узнал, что он награжден орденом св. Станислава 2-й степени...

С катера нам рассказали, что английские власти, за неделю до нашего прохода Сингапура, запретили всем малым судам и катерам выходить из порта без особого на то разрешения. Однако, чтобы во что бы то ни стало доставить нам ценные для нас сведения, наш консул вошел в сношения с одним доброжелательным к России французским виноторговцем, который, в свою очередь, сговорился с богатым индусом. Этот последний заявил портовым властям, что ему необходимо поехать на один из островов архипелага на семейное торжество. Английские власти не считали возможным отказать этому влиятельному в стране индусу в его просьбе и разрешили ему выйти из порта на катере. Катер направился в заранее условленное место - пустынное и безлюдное, где-то на берегу Кохинхины. Там ночью приняли на катер виноторговца француза со всей почтой от русского консула. Для ориентировки на катере была всего маленькая карта архипелага, вырезанная из учебника географии. В организации этого рандеву конечно главная заслуга падает на нашего консула — это благодаря ему мы узнали, куда нам направляться.

Если бы и на рандеву мы не получили бы вышеуказанных сведений, то у нашего адмирала был разработан план: идти во Владивосток много мористее островов Японии, причем каждое из военных судов должно было быть взято, из-за экономии угля на буксир одним из транспортов. Может быть, было бы значительно лучше если бы мы не встретили этого катера из Сингапура… Кто знает?

Накануне соединения нашего отряда с 2-й Тихоокеанской Эскадрой, с темнотой нас обнаружили наши разведочные суда, высланные адмиралом Рожественским. Но они нас сразу не узнали, и у нас создалось даже впечатление, что они нас приняли за неприятельские суда, так как удалились от нас.

Подойдя к берегам Аннама у бухты Куа-бей мы увидали всю эскадру, двигавшуюся 4-х узловым ходом то в одну, то в другую сторону, поджидая грузящияся углем суда. Угольщики же были в самой бухте и туда заходили по очереди для погрузки.

Бухта Куа Бей в наши дни.
Бухта Куа Бей в наши дни.

В водах Аннама нас сопровождал французский крейсер, который держался на значительном расстоянии от нас. Когда очередь подошла нашему кораблю войти в бухту Куа-бей для погрузки угля, группа офицеров задумала отправиться на берег на охоту за тиграми. Подточили концы пуль и отправились, но не прошло и часа, как эти охотники вернулись обратно на судно. Как говорится «сдрейфили» А этих зверей видимо было не мало. Лично я слышал ночью, находясь наверху, их рев, а может быть это был рев других животных, когда вокруг все затихало...

Продолжение следует...

======================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

======================