Найти тему
Отражение науки

Индийские смартфоны: настоящее и перспективы.

Индия является третьим потребительским рынком смартфонов в мире после Китая и США с годовым объёмомо продаж, приближающимся к 50 миллиардам долларов. Неудивительно, что продавать свои смартфоны в Индии сейчас хотят буквально все. Индийское правительство предприняло соответствующие заградительные и стимулирующие меры, которые привели к массовому разворачиванию производства телефонов на территории страны.

Индия стремительно развивается: Мумбай. Изображение: unsplash.com
Индия стремительно развивается: Мумбай. Изображение: unsplash.com

В 2018 году южнокорейский гигант Samsung Electronics построил в Индии свою крупнейшую фабрику. Традиционный конкурент корейцев, американская Apple, действует на рынке Индии стандартным для себя образом: через своих тайваньских контрактных производителей, Foxconn и Pegatron. Эти компании развернули здесь свои сборочные предприятия, что в итоге вывело смартфоны Apple на первое место в Индии по выручке. Хотя если считать в штуках, то Samsung всё ещё удерживает первое место. Apple начал производство смартфонов в Индии в 2017 году. И если поначалу американцы собирали в Индии более простые модели, то с 2020 года стали производить и флагманские смартфоны.

Samsung – наиболее популярный бренд среди смартфонов в Индии. Изображение: unsplash.com
Samsung – наиболее популярный бренд среди смартфонов в Индии. Изображение: unsplash.com

По оценкам индийских экспертов, по числу проданных в 2023 году смартфонов у Samsung 18% рынка, у Apple – 6,5%. Но задачи у Samsung Electronics и у Apple несколько разнятся. Индийские производственные мощности Samsung нацелены прежде всего на внутренний индийский рынок с его полуторамиллиардным населением. Практически все международные поставки южнокорейского производителя покрываются смартфонами, произведёнными на его мегафабрике во Вьетнаме.

Исследовательский центр Samsung Electronics в индийской Нойде. Изображение: Darkwolf0010, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Исследовательский центр Samsung Electronics в индийской Нойде. Изображение: Darkwolf0010, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Apple – компания американская, и в связи с этим перед ней, помимо обслуживания собственно индийского рынка, стоит задача переноса значительной части производственных мощностей из Китая в более лояльные США страны. Именно Индия рассматривается американцами как альтернатива Китаю в сфере сборки высокотехнологической продукции. «Яблочный гигант» планирует в течение ближайших 2-3 лет довести долю производимых в Индии «айфонов» до 25 % от мировой (по состоянию на 2023 год эта доля составляла порядка 7%). Уже сейчас Apple экспортирует «made in India» смартфоны в целый ряд стран мира.

Смартфоны Apple лидируют в Индии по выручке. Изображение: unsplash.com
Смартфоны Apple лидируют в Индии по выручке. Изображение: unsplash.com

Помимо геополитических причин, у американского производителя есть и сугубо экономические мотивы: в Китае «яблочный гигантат» регулярно сталкивается с протестами работников и разного рода трудовыми спорами. Впрочем, в Индии работники тоже протестуют против суровых условий труда на «яблочных» сборочных предприятиях. Однако, имея две сопоставимые по значимости производственные базы в разных странах, американцам будет легче балансировать. К тому же на фоне роста напряжённости между США и Китаем, в Китае наблюдается рост продаж именно топовых китайских брендов, прежде всего Huawei. А в Индии собственных брендов смартфонов мирового уровня пока нет, так что Apple может достаточно спокойно бороться за индийских потребителей.

Индийцы радуются покупке iPhone в салоне Apple в Мумбае. Изображение: apple.com
Индийцы радуются покупке iPhone в салоне Apple в Мумбае. Изображение: apple.com

Но и Samsung, и Apple прежде всего нужно опасаться не конкуренции со стороны друг друга, а со стороны набирающих силу китайских производителей смартфонов. К примеру, китайский Vivo построил в Индии крупную фабрику и по годовым объёмам продаж всего на 1% отстаёт от Samsung. Большие планы на развитие производства в Индии есть и у другого китайского передовика, Xiaomi.

Современный 5G смартфон популярного индийского производителя Lava. Изображение: медиатека lavamobiles.com
Современный 5G смартфон популярного индийского производителя Lava. Изображение: медиатека lavamobiles.com

А что же собственно индийские производители смартфонов? Разумеется, они есть: местные бренды, такие как Micromax, Lava или Karbonn, весьма популярны, особенно среди потребителей, предпочитающих более бюджетные по сравнению с мировыми лидерами модели. К тому же не секрет, что компоненты, используемые производителями смартфонов самых разных брендов, нередко те же самые. К примеру, индийская Lava в своих смартфонах использует процессоры того же тайваньского производителя Media Tek, что и Samsung Electronics.

Штаб-квартира Lava International в Нойде, центре индийской электроники. Изображение: Arnav5326, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Штаб-квартира Lava International в Нойде, центре индийской электроники. Изображение: Arnav5326, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Конечно, в Индии масса откровенно небогатого населения, и это обстоятельство диктует свои правила. Существуют целые госпрограммы по охвату базовой мобильной связью широких слоёв населения. Поэтому недорогие кнопочные телефоны местного производства до сих пор очень популярны. В Индии вовсю развиваются местные контрактные производители смартфонов, телевизоров и прочей бытовой техники. Наиболее заметный среди них — Dixon, контрактный производитель смартфонов для таких брендов как Motorola и Xiaomi. Если индийские контрактные производители смогут вырасти до уровня тайваньского Foxconn, то появление индийских брендов смартфонов мирового уровня станет только вопросом времени.