Через пару дней после того, как я получила на руки копии договоров о кредитах, которые взяли на меня мошенники, мне позвонили из полиции. Звонивший мужчина представился сотрудником отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-телекоммуникационных технологий (такие структурные подразделения полиции еще называют отделами по борьбе с киберпреступностью). Полицейский сказал, что в настоящий момент проводится проверка по моему заявлению о взломе Госуслуг и мошеннических действиях и пригласил меня в управление МВД в субботу 2 марта к 11 часам.
«Возьмите с собой копии отчетов о кредитной истории и копии кредитных договоров», - попросил полицейский.
Также он сказал, что по завершении проверки будет возбуждено уголовное дело, по которому я буду проходить как свидетель, а МКК «Купи не копи» - как потерпевший (потому что не я, а именно микрокредитная компания лишилась своих денег в результате действий мошенников).
Мы договорились с сотрудником полиции, что по прибытии в управление я позвоню ему на мобильный телефон, и он спустится за документами.
Приехав в назначенный срок в УМВД, я набрала номер полицейского и приготовилась ждать.
На первом этаже здания кроме меня и дежурившей женщины в лейтенантских погонах находилась еще девушка лет 25 в черном пуховике и вязаной шапке. Вид у нее был встревоженный и глаза, что называется, «на мокром месте». В дрожащих руках девушка держала заполненный бланк заявления, который она передала женщине-лейтенанту.
Через несколько минут на первый этаж спустился молодой мужчина в форме — это оказался звонивший мне сотрудник полиции. Я передала ему все документы и пояснила, где именно находится информация о «левых» займах в моей кредитной истории, и что мошенник похитил мои паспортные данные из взломанного кабинета Госуслуг и подписал договоры от моего имени при помощи СМС, пришедшей на номер телефона злоумышленника.
«Я не понимаю, как же могли взломать Госуслуги? - сказала я. - Ведь я не передавала мошенникам никаких паролей, мне даже никто не звонил».
Сотрудник отдела по борьбе с киберпреступностью объяснил мне, что мошенникам не обязательно узнавать у жертвы пароль от Госуслуг. Наиболее продвинутые прохиндеи хакеры могут взломать Госуслуги с помощью специальной программы подбора паролей, что и произошло в моем случае. На языке IT-специалистов этот метод кибератаки называется брутфорс — последовательный перебор разных символов и комбинаций пароля, пока одна из них не подойдет.
«Но у меня был сложный пароль на Госуслугах, а не какие-нибудь 12345», - удивилась я.
«Программа может подобрать и сложный пароль, - пояснил полицейский. - Просто понадобится больше времени».
Разговаривая с сотрудником МВД, я обратила внимание, что заплаканная девушка в пуховике не уходит, а наоборот, внимательно прислушивается к нашей беседе. После того, как полицейский забрал принесенные мною документы и покинул дежурную часть, она спросила у меня:
«На Вас тоже взяли кредит мошенники?»
«Да, - ответила я, - два кредита на 300 тысяч».
«А на меня 675 тысяч, - вздохнув, сообщила девушка. - Мне позвонили и представились, что из службы поддержки Госуслуг. Сказали, что кто-то пытается поменять номер телефона в моем личном кабинете. И если это делаю не я, то сейчас мне в СМС отправят код, который остановит операцию. После того, как поступил код, я им его назвала...»
Дальше история девушки напоминала мою — мошенники «увели» ее паспортные данные из Госуслуг и набрали на нее несколько кредитов в разных микрофинансовых организациях на сумму 675 тысяч рублей!
«Как же я могла им поверить, - сокрушалась девушка, - сколько раз читала, что нельзя передавать никому никакие пароли — и сама попалась!»
«Не вините себя, - пыталась успокоить я очередную жертву мошенников, - мне вот никто не звонил, а результат такой же, как у Вас».
«Не такой же, - тихо ответила девушка, - я уже 350 тысяч погасила».
«Зачем?!» - почти в один голос воскликнули я и женщина-лейтенант.
«Вы же тем самым признали, что это Ваш долг, - сказала сотрудница дежурной части. - Ни в коем случае не надо было платить!»
«Мне начали коллекторы звонить, угрожали, требовали долг погасить, - всхлипнула девушка в пуховике. - А денег у меня нет! Пришлось взять еще кредит на 350 тысяч и погасить часть долга. Но 325 тысяч остались. Теперь пришла в полицию подавать заявление...»
Вот так поворот! Чтобы погасить часть «левых» кредитов на 675 тысяч, она взяла еще «не левый» кредит на 350 тысяч! И в полицию обратилась не сразу, а спустя несколько недель. Короче, влетела девушка по полной программе…
Я посоветовала ей подать претензии в микрокредитные организации, перед которыми она еще не успела погасить мошеннические кредиты. Продиктовала, что именно нужно написать. Также я поделилась с девушкой контактами юридического бюро, в котором консультировалась по поводу своих кредитов. К сожалению, больше я ничем не могла ей помочь.
А ведь сколько таких обманутых по всей стране! По подсчетам Центробанка, в 2023 году мошенники похитили у россиян почти 16 миллиардов рублей. Конечно, в большинстве случаев жертвы сами передают данные злоумышленникам, а те, пользуясь доверчивостью людей, воруют деньги с их банковских карт и навешивают на граждан немалые суммы кредитов.
Проходимцам всех мастей очень на руку то, что в нашей стране разрешено онлайн-кредитование, когда займы дают без личного визита человека в банк и без проверки его паспорта, а вместо собственноручной подписи достаточно СМС-ки, пришедшей на номер телефона, зарегистрированный в какой-нибудь банановой республике!
А ведь даже Верховный суд признал, что дистанционное оформление кредита путем отправки СМС-сообщения противоречит законодательству. Такой вывод ВС сделал по итогам рассмотрения дела клиента банка, ставшего жертвой телефонного мошенничества. Между тем, в России судебный прецедент источником права никогда не был, а наши законодатели не торопятся лишать кредитные организации права выдавать дистанционные займы. Cui bono?