Из двадцати одного венгерского танца, пожалуй, пятый самый общеизвестный. Он неизменно входит в разные перечни "шедевров классической музыки", а большинство слушателей знают имя композитора в связке именно с ним.
Ни для никого не секрет, что сам Брамс никогда не претендовал на авторство этих пьес (за небольшим исключением). Первые десять танцев были опубликованы им в 1869 году, а родились гораздо раньше - в период совместного концертного тура с композитором и скрипачом Эде Ременьи.
Популярность сборника была ошеломительной, незамедлительно вызвав зависть других авторов. Брамса начали обвинять в плагиате, якобы он вместе с народными мотивами за одно присвоил мелодии, сочинённые конкретными композиторами.
К середине пятого танца (Vivace) вопросов нет - это обработка песни "Uccu bizony megérett a káka" ("Моя любовь не блондинка и не брюнетка"):
Споры идут об основной части (Allegro).
В 1874 году австро-венгерский дирижёр и композитор Бела Келер инициировал в немецкой и английской прессе компанию по дискредитации Брамса.
Например, "Allgemeine Musikalische Zeitung" провела некое музыкальное расследование, опубликовав данные по каждому танцу с именами "настоящих" авторов.
Подобную таблицу я взял из книги венгерского музыковеда Каталины Серцё "Johannes Brahms: Ungarische Tänze für Klavier zu vier Händen - source publication and commentaries":
Однако, убедительных доказательств, что указанные композиторы действительно сочинили приписываемые им мелодии предоставить не удалось. Все они, как и Брамс, черпали из общего фольклорного источника, где отделить "придуманное" от "подслушанного" невозможно в принципе.
Между тем, неугомонный Келер официально объявил Венгерский танец № 5 своим сочинением. По его словам он впервые был исполнен в 1858 году в Летнем театре города Дебрецен и носит имя "Bártfai Emlék Csárdás" (Чардаш "Воспоминание о Бартфельде").
Бартфельд - немецкое название словацкого городка Бардеёв, родины Келера.
Первый биограф Брамса Макс Кальбек писал:
Сколько людей помнили Бартфельд, где родился Бела Келер и песни, которые там пели люди, даже не представляя, что он их сочинил! Возможно, даже Ременьи, который исполнял этот танец в 1852 году.
Далее Кальбек сообщает, как в 1879 году скрипач в интервью репортёру газеты "New-York Herald" признался в авторстве трёх из десяти Венгерских танцев:
Как вы помните, Брамс и я путешествовали из деревни в деревню (начало пятидесятых), чтобы заработать немного денег. В гостиницах у меня была привычка сочинять венгерские мелодии. Брамс видел некоторые из них и, пойдя на небольшой невинный обман, я давал им названия национальных мотивов ...
По всей видимости, Брамс записывал музыку на слух, а работу над первыми десятью танцами начал сразу после завершения гастролей.
Также есть свидетельство композитора Альберта Дитриха, что Клара Шуман публично исполняла по рукописи избранные танцы в Дюссельдорфе в октябре 1858 года, а затем в Вене.
Свой чардаш Келер опубликовал только в 1878 году. Чего, спрашивается, тянул? В общем, по словам Каталины Серцё, современные музыковеды больше не рассматривают его в качестве возможного "автора" Пятого танца.
В заключении приведу ещё одну цитату Кальбека:
"Венгерские танцы" являются общим достоянием и принадлежат счастливчику, который подобрав сокровище на дороге, сумеет оценить и использовать его содержание. Только благодаря огранке драгоценный камень обретает полную ценность, и только оправа придаёт ему престиж и значимость. Венгерские аметисты и топазы так и остались бы разноцветными камушками, если бы Брамс не отшлифовал и не оправил их.
Публикация отправляется в раздел Композиторы одного хита постоянного КАТАЛОГА канала. Ещё по теме:
Традиционная несмешная байка.
В 1867 году перед концертами в Пеште Брамс задумал привлечь внимание публики "Венгерскими танцами", предложив владельцу музыкального магазина "Rozsavölgyi" Иоганну Дунклю за небольшой гонорар напечатать несколько пьес. Однако, издатель сначала решил посмотреть на реакцию аудитории.
Венграм музыка абсолютно не понравилась, их не устроила германизация национальных мелодий. И Дункль отказал Брамсу, о чём впоследствии сильно раскаивался:
- Четыре! Четыре дворца было бы у меня сегодня, если бы я не был тогда таким глупым!