Найти в Дзене
Большой Киноман

Падение империи - фильм года? (подробный разбор)

Оглавление

«Падение империи» (англ. Civil War, прямой перевод — «Гражданская война») — художественный фильм режиссёра Алекса Гарленда. Главную роль исполнила Кирстен Данст. Мировая премьера фильма состоялась 14 марта 2024 года на фестивале South by Southwest, а кинотеатральный прокат начался 10 апреля.

Антивоенное кино всегда было и будет актуально, ведь война – это самое страшное, что может произойти с миром и людьми. Из подобных фильмов можно вспомнить шедевральный «Список Шиндлера» Стивена Спилберга, хороший «На западном фронте без перемен» 2022-го года, «Спасти рядового Райана» того же Спилберга, «Пианист» Полански и многие другие. Такое кино изображает войну без прикрас, без какого-то романтизма. В таких фильмах война показана ужасно, жестоко и страшно, как и в реальности. Когда только вышел трейлер «Гражданской войны», наши горе-переводчики, видимо, побоялись слова «война», и поэтому перевели название Civil War, как «Падение империи» (хорошо, что хоть не «Противостояние», как это было с Капитаном Америка), я сразу же заинтересовался этим проектом. Кино про несуществующую гражданскую войну в современной Америке, отображающее актуальные проблемы этой страны, да и не только ее. Актуально? Да. Злободневно? Ещё бы. Плюсом ко всему, постановщиком фильма выступил хороший режиссёр Алекс Гарлент. Из-под его крыла вышел визуально-шикарный «Дредд» 2012-го года, классика зомби-хорроров «28 дней спустя», фильмы студии А24 «Род мужской» и «Из машины», а также отличный и многими недооценённый фильм «Аннигиляция». Оценки критиков и зрителей преимущественно положительные. Но, к сожалению, в кинозале, в котором я смотрел этот фильм было всего 6 человек, что говорит о том, что зрители не хотят смотреть такое кино и им подавай лишь заплесневевшие блокбастеры, такие как «Летучий корабль», который я пытаюсь забыть вот уже вторую неделю. Стоит ли смотреть? Погнали.

Синопсис:

Национальная гвардия Калифорнии и Техаса при поддержке боевой техники и авиации штурмуют столицу. Белый дом вот-вот падет. Группа журналистов пытается добраться до пылающего Вашингтона, чтобы взять последнее интервью у президента некогда Соединенных Штатов Америки. Но в стране, где царит хаос, нет ничего дороже литра бензина и ничего дешевле, чем человеческая жизнь.

-2

Разбор сюжета:

Сразу скажу, что в обзоре будут небольшие спойлеры, так как фильм вышел уже почти две недели назад. Начать стоит с недостатков сюжета и сценария. Кино довольно поверхностно демонстрирует ужасы войны, которая разворачивается в этой вымышленной Америке. Нам лишь мельком показывают жизнь обычных граждан; нет сомнений, кто прав, а кто нет. Одна сторона белая и пушистая, а вторая авторитарная, злая и бесчеловечная. Если бы создатели фильма сделали обе стороны серыми, то это могло бы увеличить градус напряжения фильма, но увы, имеем, что имеем. Также были вопросы и к героям и их поступкам. Меня смутила героиня Джесси, а вернее её резкая трансформация из трусливой репортёрши, которая боится сделать снимок даже на безопасном расстоянии, в бесстрашную репортёршу, которая лезет под пули, дабы сделать удачный снимок. Эта трансформация произошла слишком резко и нелогично. Ещё минуту назад она боялась сделать фото мёртвого солдата, теперь она бежит впереди самих военных прямо в лапы к врагу. Как будто из фильма вырезали огромный кусок, который бы объяснил такой резкий переход героини.

Также смутили и второстепенные герои фильма. Главная их проблема – раскрытие. Когда одного из репортёров убивают, то я ничего не почувствовал, когда смотрел на его смерть, так как экранного времени у него было мало. Страданиям по нему остальных персонажей я тоже не верил.

Но хватит о минусах, пора переходить к плюсам сюжета и сценария. Как и ожидалось, кино действительно злободневное и актуальное. Да, проблемы страны раскрыты поверхностно, но зато зрителям показывают отношение простых людей к этой войне, хоть и всего в одной сцене. Людям всё равно на то, что происходит, главное – чтобы их это не касалось. Также кино наполнено достаточно пугающими сценами, которые можно сейчас увидеть на всяких украинских и российских Телеграм-каналах. Сцены насилия, пыток и боевых действий реалистично сняты и поставлены, и поэтому они ужасают. Особенно пугающей сценой лично для меня была с участием Джесси Племонса, где он спрашивает у репортёров, откуда они. Одна эта сцена отображает то, как война влияет на человеческое сознание, как она убивает в людях человечность и эмпатию и демонстрирует ужас национализма. Больше скажу, в зале, в котором я сидел, была компашка друзей, болтающая без умолку, и именно на этой сцене все они замолчали.

-3

Сцен с боевыми действиями было не так уж и много, но это не значит, что это плохо. Наоборот. Всю первую половину нам показывают последствия войны. Показывают, что она оставляет за собой лишь смерти и разрушения. Трупы на дорогах и в ямах, горящие дома, разрушенные здания и прочее. Все эти составляющие отлично передают атмосферу всеобщего напряжения. Понравилась мне и композиция фильма. Фильм представляет собой роуд-муви. Герои постоянно куда-то едут. И весь фильм имеет мотив дороги. Чем дальше герои передвигаются, тем больше ужасных вещей они видят. Сначала целый стадион беженцев, затем горы трупов и националисты, а в конце сама война. Также стоит отметить и диалоги. Именно на них кино и держится всю первую половину. Герои могут просто общаться по душам, и за этим интересно смотреть. Через диалоги сами персонажи раскрываются. Кстати, о персонажах. Главные героини развиваются и трансформируются к концу фильма. Ли, сыгранная Кирстен Данст, сначала храбрая и сильная репортёрша, которая умеет контролировать свои эмоции, но после потери близкого ей человека, она уже не может сдерживать свои эмоции, она ослабевает, и это отлично показал режиссёр фильма. Про вторую героиню Джесси я уже говорил ранее.

Визуальная часть:

-4

К технической и визуальной частям не придраться. Мне очень понравилась режиссура и работа художника-постановщика. Были и пара сцен, которые завораживали (сцена с горением леса, например). Все разрушения, трупы, перестрелки и прочие составляющие войны воссозданы на экране чуть ли не в документальном формате. Как будто видео на Z или ВСУ-паблике посмотрел, ей богу. Последняя сцена с показом самих боевых действий вообще достойна аплодисментов. Я, глядя на нее, даже вспомнил хороший фильм Ридли Скотта «Чёрный ястреб». Понравилась мне и работа со звуком и музыкой. Я так понял, что весёлая музочка на фоне происходящего ужаса – это попытка авторов показать контраст между нормальной жизнью и такой, но я могу ошибаться.

Итог:

В общем, «Падение империи» получился достойным, но, к сожалению, не отличным фильмом. Назвать его «фильмом года» у меня язык не повернётся, однако я точно могу посоветовать ленту к просмотру. 8/10