Нам часто звонят друзья и родня вот из тех самых мест, что на фото к статье. А места красивейшие. И не так хорошо доступны, как, например, предгорные районы края, расположенные поближе к Чуйскому тракту.
Не знаю, как сегодня там на Чуйском, а наш Чарышский район значительно обезлюдел за последние годы. Разруха и всякие оптимизации в разных социальных областях коснулись его напрямую: народ уезжает, многое, что связывало когда-то людей не восстанавливается, что-то совсем новое и отчужденно-измененное в отношениях людей всё больше сказывается на общем настроении. Школы пустеют. Это главная примета времени.
Сегодня даже внутренне как-то не по себе вспоминать, что мы, ученики 9 и 10 классов бегали вот по этому мосту через Чарыш к себе домой, в Усть-Тулатинку каждую субботу. Мост нас не пугал совсем. Он был, конечно, еще ТЕМ сложным объектом, но нам он тогда не казался чем-то экстремальным...
Мало того, что бегали=ходили километров 12 через Седло за аэродромом в свою деревню, но еще и уже в апреле, после ледохода, мы перебродили и вот ту протоку к Чарышу, которую видно на первом фото.
Там и домик аэропортовский видно слева и протоку эту справа, которая впадает в Чарыш. Про температуру воды я молчу. Брести через нее вроде бы было недолго, но там же булыжники большие и вот пока ногу голую правильно в ледяной воде поставишь, чтобы не поскользнуться, потом другой ногой снова правильный путь нащупаешь в воде...
Короче. Ноги от ледяной воды просто сводило крючком. А босиком, потому что если обувь мокрая, то все ноги можно было "снести", и потому, что идти в гору на Седло нужно было несколько километров, а потом еще и спускаться с гор к деревням столько же.
Автобусов тогда между селами почти не было. Это сегодня детей стараются подвезти до школы и они хотят - идут туда, а хотят - по интернету занимаются..., а тогда 1967-1969гг. всё было совсем иначе. Мы сознательно ХОТЕЛИ получить образование лучше. И в Чарыше оно и было в те годы отличным.
В нашей семье первой в Чарыше стала учиться Галя. Наша старшая сестра.
Она, кстати, была в молодости отчаянной и на своем агро-факультете изучала трактор, водила его, кажется даже прыгала с парашютом, и ее, как одну из лучших студенток собирались отправить работать на Кубу.
В то время из каждого радио мы слышали "Куба-любовь моя! Остров зари багряной...". В общем отчаянная девушка и, когда еще не было этого самого подвесного моста, а была вот та самая Кусковая дорожка, которая на следующем фото вьется по горе. В неё и упирается подвесной мост, то вот по этой рваной дорожке, а она кусками по горам вот с той самой стороны Чарыша была давным давно до Усть-Тулатинки, до места БЕРЕЗОВЫЙ , где был паром и протоптана.
И домой тогда школьникам тоже хотелось. Приходили они по горам иногда в Березовому, а парома нет. Сорвало. Но есть металлические тросы над ревущим весной Чарышом. И вот же подростки-старшеклассники бесшабашные! И наша Галя с ними. Делали петлю из того, что было под рукой. Хорошо, если это была проволока. Садились в неё и , перебирая трос руками, тихонечко передвигались с одного берега на другой. Дома молчали об этом...
А потом-то их все-таки отвозили на другой день на верхний паром, в районе Красного партизана. Если паром не работал, то плавили на лодках в Чарыш.
Мама, когда узнала о таких Галиных подвигах, не спала ночами. Прийти домой всего на одну ночь и с такими вот жесткими приключениями...
Это я к тому, что и учиться хотелось, и к маме хотелось, и условий не было, а вот было потрясающая устремленность к знаниям. У всех это было в то прекрасное и очень трудное время.
Прошло время. Галя ездила к маме из Прокопьевска в Чарыш (в Усть-Тулатинку) и переходить этот подвесной мост ей иногда приходилось.
Но уже почему-то с большим трудом. Она стала его очень бояться. Что-то случилось, о чем она не говорила. Ее иногда кто-то через него переводил, а если никого не было, то она с неимоверными усилиями воли все-таки преодолевала его. Приходила в Тулатинку чуть живая после этого. Лежала иногда даже... Такое было перенапряжение внутреннее.
Я ее очень понимаю. Мост был довольно сложный и его все-таки сорвало большой водой 2014г.
Кстати, когда мы учились в школе, его тоже срывало пару раз. Но его восстанавливали. Однажды мы ушли по нему домой, а на другой день пришли, а его нет. Пришлось по горам долго идти до парома вверх по Чарышу.
И вообще, у чарышан многие события были связаны с этим мостом. Очень жаль, что его не восстанавливают. Сил, видимо, нет на него, или еще чего-то...
А вот моста многим моим одноклассникам очень жаль сегодня. Ну, потому что мосты-то соединяют...
Жаль очень , конечно, что все меняется часто совсем неожиданно для нас. Хочется постоянства и устойчивости, размеренности и надежности, но это вообще не про нам современный мир...
Но вот горы наши помнят всё и всех нас. Красота спасает и нашу память.
Всем удачи и чтобы вас обошло половодье.
Спасибо за внимание к нашему семейному каналу и ждем ваших комментариев, лайков и подписок.