Найти в Дзене

Настройка СИ БИ антенны 27 МГц

Купив себе антенну Optim Union CB Star

Антенна Optim Union CB Star
Антенна Optim Union CB Star

подумал что на этом все, дальность передачи и приема будет на высоте!!!

Радиостанция была изначально Megajet Mj-150, утановил антенну на крышу легкового автомобиля, получил прием и задал вопрос как меня слышно принял за то, что все отлично!!!

Использовал радиостанцию на трассе Москва - Краснодар, Москва - Питер. Антенна установленна на магнитное основание 170 мм от Оптим)

Выехал на трассу и ...... Началось, прием плохой, меня слышат только в зоне видимости, короче результат был намного меньше чем ожидания(

Сначала подумал что у радиостанции мало мощности для этой антенны, поэтому так плохо работает.

Ездил так пока, все шипело и хрипело! Попалась ситуация когда у тестя(дальнобойщика) сгорела радиостанция Alan 100, было принято решение подарить ему мою "мегаджетку", его Алан починить, продать и добавить себе на новую. Сказано - сделано. Подарил, его поломанную починил, продал. Начался выбор следующей (мощной). Основными критериями было мощность от 20 Вт и выше. Рассматривал Megajet Mj-600 и его конкурентов. Вдруг попалось объявление с отличным описанием. И таааак..... Радиостанция OPTIM VOYAGER VER 2.0 доработанная до 35 Вт.

Радиостанция 	OPTIM VOYAGER VER 2.0
Радиостанция OPTIM VOYAGER VER 2.0

Огонь, подумал я цена дешевле чем радиостанция "Президент", примерно как у "Мегаджет 600", а мощность намного выше, да и красивая.

Покупка состоялась. Итак крутая радиостанция OPTIM VOYAGER VER 2.0 доработанная до 35 Вт плюс супер антенна Optim Union CB Star. И все у меня супер отличное оборудование. Устанолено, проверенно, меня далеко слышат, все отлично, но это на месте!

Выезжаю на трассу ииииии....... все повторяется. Я вообще поник, денег вложено нормально, а отдачи нет желаемой. Что же делать???

Принято решение поехать к настройщику антенн для раций и радиостанций. Приехал проверили ксв = 1.2, вроде норм, но это опять же на месте. Он посоветовал установить на багажник, мол там сопротивление водуха для магнита будет меньше, шатать магнит будет меньше на скорости и масса будет лучше, но ксв на багажнике было около 1.6. Выехал на трассу, опять всё тоже. Вообще шипело и хрипело.

Услышав слова настройщика про то, что магнит от ветра ходит и масса не плотная, подумал, а почему бы массу не прикрутить к кузову. Было прочитано много статей на эту тему. Прикрутил массу на кузов, припаял к антенне, что бы не отходила, поехал. Все круто слышу даже соседние трассы. Ого, кайф подумал я, победил..... Но попросил дальнобойщиков ответить как меня слышно, был расстроен еще больше. Меня слышали только рядом едущие машины и всё это было на "троечку". Что же я упустил, вроде же все правильно? Опять читаем статьи в интернете.

Черным по белому написано, не прокладывать антенный кабель вблизи с электрическими проводами во избежание помех. Провел не рядом, радиостанция показывает ксв норм, а все равно не работает как должно.

И вот приближаемся к изюменке рассказа, надеюсь многим пригодиться, т.к. было собрано из многих источников.

НАчали....

Когда был у настройщика, он мерял ксв на антенном анализаторе. Погуглив что это такое и сколько стоит подумал что не по карману. Примерно от 100 тыс. цена.

Много опять чтения статей, просмотра видео и натыкаюсь на антенный анализатор за 4000 тыс. руб.

Антенный анализатор Nano VNA - H.
Антенный анализатор Nano VNA - H.

плюс переходник для штекера PL 259, название Nano VNA - H. Огонь всего 4000 руб. подумал я. Заказал, получил, начал тестировать. Калибровка была только на разъем sma. Откалибровал, подключил антенну и ужаснулся. КСВ более 2-х, начал искать место для установки с наименьшим КСВ, этим местом оказался капот! Капот Карл..... И как я объясню жене что эта огромная антенна будет установленна перед глазами(

Может я что - делаю не так? Ну да, калибровал - то на sma, а подключаю PL 259 да еще и с переходником, поэтому и такие отклонения - выдохнул, пошел искать все для калибровки переходника. Нагрузка на 50 Ом стоит от 1500 руб., ого полумал я. Было решено купить 6 резисторов по 300 Ом мощностью 2 Вт и разъем PL 259.

Купил и начал спаивать, после 30 минутной игры все получилось, замер сопротивления показал 49,9 Ом. Этого вполне достаточно. Откалибровал и пошел настраивать.

На самом деле при настройке антенны важную роль играет диаграмма Смита.

Диаграмма Смита
Диаграмма Смита

Объяснение простое, если выше 0, нужно подрезать штырь или катушку, если меньше - удлинить!

В итоге было найдено место на пассажиркой стороне, прямо посередине. КСВ = 1.2. По трассе меня слышат, я слышу, все супер.

Выводы, которые я сделал:

1. Перед проверкой антенны нужно правилььно откалибровать антенный анализатор.

2. Вместо антенны на магнитное основание нужно накрутить эквивалент нагрузки 50 Ом (выше описал ее изготовление) для проверки кабеля.

3. При настройке КСВ очень важно учитывать диаграмму Смита.

4. Люди (не все конечно), которые занимаются настройкой антенн - ленивые. Могут много рассказывать, но проверять лучше самому!

5. Обычные КСВ метры не совсем точные и многие из них нуждаются в калибровке.

6. Лучше всего использовать антенный анализатор.

7. Не прокладывать антенный кабель рядом с электрическими проводами.

На просторах интернета очень много размытой информации, много читал и собирал, если кому - то пригодиться буду очень рад.