Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель
Подписаться

«Частный детектив, или Операция «Кооперация» - работа над ошибками и новые промахи

В своем предпоследнем фильме Леонид Иович провел «работу над ошибками», но попутно допустил ряд других существенных просчетов, которые по инерции перешли и в его последнюю картину.

Итак, что нужно было срочно исправлять исходя из итогов «Спортлото-82»? Верно подобрать пару главных героев, потому как пара составленная из не слишком опытных и скромных Арлаускаса и Светланы Амановой, тянула «Спортлото-82» на дно. Да, мне приходилось читать, что Леонид Гайдай находился в поисках «нового Шурика», и если так – то эксперимент с Альгисом Арлаускасом и Светланой Аманов был в тайне признан режиссером своей неудачей.

Конечно, можно с этим не согласиться и продолжать считать этих актеров замечательным комедийным дуэтом, вот только придется ответить на пару вопросов – почему Гайдай с ними больше не работал, у него ведь было еще целых четыре фильма? Почему другие режиссеры не звали их в другие комедии?

Что же, для фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация», нужен был новый «Шурик» и выбор пал на Дмитрия Харатьяна. По одному из критериев Дмитрий Вадимович вполне мог потягаться с «настоящим Шуриком» - Александром Сергеевичем Демьяненко. Это всесоюзная известность и народная любовь. При всем уважении, Альгис Арлаускас такой любви и известности не сыскал даже после «Спортлото-82». А вот кое в чем Харатьян еще и заметно опережал своего старшего товарища по фильму «Зеленый фургон» - внешние данные. Полагаю, это тоже сыграло свою роль в выборе режиссера – исполнитель главной роли должен был сразу нравится зрителям, в отличии от скромного Арлаускаса. И эти два пункта оказались выигрышными, вот только … все посыпалось по несоответствию Дмитрия Харатьяна куда более важному критерию.

-2

Не всякий актер способен играть в комедиях, тем более эксцентрических. Александр Демьяненко пришедший к Гайдаю из серьезного кино – мог. С одной серьезной оговоркой – под фирменный гайдаевский стиль с сильным переигрыванием Демьяненко никогда не подделывался. Он вообще не гайдаевский актер, но при этом умудрялся не выглядеть в фильмах великого комедийного режиссера чем-то инородным. Вы вспомните – Шурик в фильмах Гайдая всегда расхаживает с серьезнейшим выражением лица, не пучит глаза и почти не открывает рот в деланном удивлении (ну разве что, когда шампур в Балбеса «воткнул»). Демьяненко всегда оставался самим собой, не паясничал и не кривлялся.

Широко распахнуть глаза, открыть рот и удивиться – трудно подсчитать сколько раз персонажи в комедиях Гайдая исполняли этот «смертельный номер». Однако, не всем актерам это идет. Скажем, Алексей Смирнов, Сергей Филиппов, могли это проделывать так, что получалось смешно, а зрителя вовсе не раздражало.

-3

Но вот уже Дмитрий Харатьян рьяно взялся за эти самые гайдаевские методы подачи персонажа и… получилось то, что получилось. Вот раньше актер исполнял серьезных персонажей (в основном положительных, но и отрицательные у него у давались, например, в экранизации «Школы» Аркадия Гайдара) и выглядел прекрасно. А в «Частном детективе…», те приемы, на которых давно набила руку старая актерская гвардия, в исполнении молодого Харатьяна выглядели каким-то совершенно нелепым кривлянием на камеру. Стыдно выглядели.

Что поделать – актерское амплуа у Дмитрия Вадимовича Харатьяна не безгранично. Это артист драматического, приключенческого, детективного кино, но в комедийных ролях, что было уже слишком заметно в его следующей совместной работе с Гайдаем - «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди», он откровенно смешон в самом плохом смысле этого слова. Так что мужская главная роль – оказалась провальной.

-4

А вот Ирина Феофанова - чудо, как хороша. Чувствуется эксцентрика, свойственная всем актерам, работавшим с Леонидом Иовичем, но … ее-то это совсем не портит. Скорее всего потому, что зрители не слишком запомнили Ирину Феофанову по ее предыдущим ролям, и, если не ошибаюсь, это была ее первая главная роль.

Получился парадокс – менее опытная актриса вела в целом более опытного товарища. Весь предыдущий опыт Дмитрия Харатьяна здесь оказалось попросту некуда приложить, по сути оба исполнителя главных ролей были новичками в комедийном жанре. И дама в этом дуэте смотрелась куда более выигрышней кавалера. Проблематика картины на этом, увы, не кончается…