Найти в Дзене
Затерянная кинопленка

Знали ли вы, что у многосерийного фильма "Следствие ведут ЗнаТоКи" в 00-ых вышло продолжение – делюсь своими впечатлениями

Оглавление
Есть такие сериалы, которые можно назвать по-настоящему бессмертной классикой, не без удовольствия пересматриваемой спустя многие годы. Для меня таковым стал проект «Следствие ведут знатоки». Откровенно говоря, через призму времени выглядят он уже не совсем актуальным, на мой взгляд.
На поверхность вылезают некоторые шероховатости, особенно это касается идеализации работы правоохранительных органов, всё же советская цензура вряд ли бы пропустила очевидную злободневную сатиру на милиционеров. И всё же от этого сериал ничуть не становится хуже.

Всего свет увидели 22 отдельных эпизода, ну, или как их ещё называют, «дела», которые можно в какой-то мере считать отдельными фильмами, пусть они все в итоге соединяются в одну большую серию. И ещё один отдельный мини-сериал с подзаголовком «Пуд золота». Несменными сценаристами на протяжении фактически 32 лет были Ольга и Александр Лавровы – жена и муж. Интересно, что Александр ещё до премьеры первого дела реально работал в советской милиции.

Делать обзор отдельно на каждую серию мне бы не хотелось, я хочу провести такой небольшой эксперимент в этом плане. Я бы хотел рассмотреть первую и последнюю части, сопоставив их друг с другом. То есть, поговорим про «Черный маклер» 1971 года и уже упомянутый мной «Пуд золота» 2003 года. Стало хуже, лучше, или всё осталось на таком же уровне? Давайте же взглянем, как «Знатоки» начинали, и как они закончили.

-2

«Чёрный маклер»

Итак, всё действо разворачивается в зале суда, слушается дело, которым занимается следователь Павел Знаменский, сыгранный Георгием Мартынюком, а вместе с ним его товарищ – инспектор уголовного розыска Александр Томин, исполненный великолепным Леонидом Каневским, ставшим фактически главным лицом всего сериала.

Детально пересказывать сюжет не будем, лучше поговорим о других более интересных особенностях. Эпизод исполнен в таком винтажном чёрно-белом стиле, всё действо напоминает какой-то старый театральный спектакль в рамках одного небольшого помещения. Никаких передовых технологий в плане съёмок тут ждать и не приходится, вообще, как я считаю, в основном всё держится именно на талантливых актёрах.

-3

Их хвалить–не перехвалить – каждый смотрится в кадре не просто органично, а ещё и играет так восхитительно, что волей-неволей ты втягиваешься в происходящее на экране.

Было конечно парочку моментов, когда мне становилось немного скучно, затянутые сцены, но эта уникальная атмосфера советского сериала периода семидесятых, великолепный актёрский состав и увлекательный, в меру запутанный сюжет, с чем у современных детективов нередко возникают проблемы, полностью сглаживают все недочёты. Даже спустя полвека смотрится более чем достойно, пересматриваю с удовольствием.

-4

«Пуд золота»

Вышел он в 2003 году, но вот действо происходит, очевидно, в период середины девяностых, а как ещё-то? По сюжету бригадир Углов, занимающийся контрабандными перевозками золота, становится фигурантом криминального дела, после чего попадает в тюрьму. Только вот, от следствия ему удалось скрыть ни много ни мало, целый пуд золота.

Спустя пять лет Углов, уже отсидевший положенный срок, возвращается к своему тайнику, обнаруживая неприятную новость – он пустой. В это же время в столицу возвращается всем нам известный Томин, закончивший к тому моменту работать в Интерполе и намеренный взяться за это загадочное дело Углова.

-5

Тут я немного больше остановился на сюжете, потому что вряд ли большинство из вас смотрели этот мини-сериал на 6 эпизодов, если вообще знали о его существовании. И вот главная проблема – это неимоверно уступает оригинальной серии «дел».

Уже не ощущается того духа советской эпохи, вся атмосфера куда-то испарилась. Актёры, вроде бы, все те же самые, но вот уже нету того энтузиазма, что был раньше. Конечно, Каневский даже будучи уже пожилым мужчиной, остаётся невероятно харизматичным, но одного только Леонида Семёновича тут недостаточно.

Мораль получилась какая-то слишком неоднозначная. Если в советских фильмах всё было в некой мере «однобоко», но зато на первый план выдвигались правильные ценности, чёткие ориентиры, то тут такое странное ощущение, словно сценаристы решили поиграть в более современную «серую мораль», а может просто поддались тренду облагораживания преступников из нулевых, где бандиты не такое уж и однозначное зло.

-6

Только вот смотрится это ну совершенно не в духе «Знатоков». Вот что вообще за покаяние опасного преступника? Зачем это? Куда это? Создатели таким образом хотели оправдать все совершенные им тяжкие преступления? Мне, если честно, непонятно.

В общем, в итоге, «Следствие ведут знатоки» стало совершенно другим. В идеале стоило ещё в тех же семидесятых заканчивать на оригинальных «делах», вот как раз на «Подпаске с огурцом» - по мне так вообще лучшая часть всей франшизы, достойная звания финала легендарной серии.

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской.