Максим невольно залюбовался девушкой. Она была одета в простое ситцевое платье в горошек, которое делало ее еще нежнее. Он снова отметил ее сходство с женой Наташей. Та тоже любила носить простые вещи и, в отличие от многих женщин, не любила ходить по магазинам, покупая себе наряды. Она, так же, любила простую еду и старалась всегда готовить сама, а не заказывать готовые блюда. Максим вздохнул, через месяц очередная годовщина со дня смерти жены. Уже прошло три года, а боль от потери до сих пор не утихает.
Во двор выбежали сыновья, отвлекая его от грустных мыслей.
- Папа, дедушка сказал, что в бане будет парить нас настоящим веником. Это не больно?
- Нет, наоборот, это очень полезно, чтобы вы никогда не болели.
- Пойдемте обедать,- на крыльцо вышла Лиза и позвала всех в дом.
За обедом все поели вкусных наваристых щей и умяли целую сковороду жареной рыбы, которую мужчины наловили с утра. Запив все это ароматным чаем, Павел Ефимович с Максимом снова вышли на улицу.
- У вас в деревне магазин есть?- спросил Максим.
- А как же! -воскликнул Павел Ефимович,- Жена моя, как пойдет туда, так часа через три только домой возвращается. И купит то маленько, а уж наговорится вдоволь. Все наши местные сплетницы, возле этого магазина собираются. А тебе зачем?
- Неудобно, как то получается, вы меня кормите- поите, должен и вас как то отблагодарить.
- И не вздумай даже,- обиделся Павел Ефимович,- Мы же от чистого сердца.
- Вот и я от чистого сердца, хочу угощения вам купить,- Максим хитро посмотрел на Павла Ефимовича,- К тому же пивко нам после бани не помешает. Да,Ефимыч?
- Вот умеешь ты, Егорыч, уговаривать,- рассмеялся мужчина,- Холодненькое пиво, после баньки, самое то.
- Так где, говоришь, у вас находиться магазин?
Подъехав к сельмагу, Максим вышел из машины и направился к входу, вежливо поздоровавшись с женщинами, которые стояли рядом. Они кивнули ему в ответ, удивленно посмотрев на мужчину.
- Это кто ж такой будет?- спросила Вера Платоновна, самая главная деревенская сплетница.
- Вроде, к Трофимовым родственник городской пожаловал,- осторожно ответила ее соседка Валентина.
- Нет,- возразила местная почтальонша Нюра,- Это Лизкин новый муж. Она же сюда с двумя ребятишками приехала, сама видела, когда почту разносила. Говорят, что она мужа своего бросила и сошлась с этим, богатеньким. Видели, какая у него машина? Богатству и дети не помеха.
- Ну, надо же,- взмахнула руками Вера Платоновна,- А с виду, такая милая и тихая девушка, здоровается всегда. А оказалось, что бегает от мужика к мужику.
- А вы откуда это узнали? – строго спросила, вышедшая из магазина Полина Кузьминична, давняя подруга Нины Федоровны,- Вам лишь бы языками понапрасну чесать и сплетни по деревне разносить. Только попробуйте рот свой открыть и девушку опорочить.
Она зло посмотрела на притихших женщин, сплюнула им под ноги и направилась в сторону дома, с гордо поднятой головой.
В магазине Максим накупил конфет, печенья, сахара, масла, халвы, самого дорогого пива, короче всего, что попадалось ему на глаза. У продавщицы он узнал, у кого можно приобрести мясо, чтобы вечером приготовить шашлык.
Вернувшись обратно, он принялся доставать из багажника пакеты и заносить их в дом. Нина Федоровна только разводила руками, при виде очередного пакета с продуктами.
- Максим, ты что, магазин ограбил?- встревожено спросила она.
- Нет, - рассмеялся он,- Я вашему магазину годовую выручку сделал. Кстати, вечером хочу угостить вас шашлыком, специально для этого приобрел у вашего соседа мяса.
- Ерунды какой- то сладкой накупил ,- проворчал Павел Ефимович,- А про пиво, небось, забыл?
- Не забыл, Ефимыч, держи,- он протянул мужчине большой пакет, в котором звенели бутылки с пивом.
Максим замариновал мясо, Павел Ефимович протопил баню и они легли немного отдохнуть, а женщины вышли во двор и сели на скамейку, подставив лица весеннему солнышку.
- Скучно нам теперь с отцом будет без вас,- вздохнула Нина Федоровна,- Мы к детишкам очень привыкли, они такие славные.
- Да, дети и ,правда, очень хорошие. Саша в этом году уже в школу пойдет. Когда нибудь и мне придется с ними расставаться, не нужна им будет няня,- Лиза с тоской посмотрела вдаль. Мам,- обратилась она к женщине,- А может мне, чуть позже, ребенка из детского дома взять?
- Не торопись, дочка,- Нина Федоровна обняла Лизу,- Может Бог даст тебе своих детей. Жизнь такая штука, неизвестно, как обернется.
- И все- таки, ты не будешь против, если я усыновлю чужого ребенка?
- Чужих детей не бывает, дочка. И дети не виноваты, что у них нет родителей, но каждый мечтает их обрести. И все -таки, пока не торопись. А там видно будет. Ладно, пойдем вещи ваши собирать,- она встала со скамейки,- А то вечером некогда будет.
Первыми в баню пошли мужчины, взяв с собой детишек. Павел Ефимович постелил на полок полотенце, уложил мальчишек на него голыми попками вверх и слал легонько похлопывать их теплым березовым веником.
- Дедушка, а это совсем не больно и не страшно,- сказал раскрасневшийся Саша.
- Конечно, не страшно,- подтвердил дед,- Ведь баня это для настоящих мужиков, а такие мужики, ничего в жизни не боятся.
- Да,- кивнул головой Пашенька,- Теперь мы ничего не боимся, мы мужики.
Он произнес это так забавно, что Павел Ефимович с Максимом рассмеялись.
- Давайте теперь мы вас мочалкой потрем и к бабушке с няней отправим.
Передав ребят Нине Федоровне и Лизе, мужчины вернулись в баню.
- Ну, Егорыч, держись, сейчас я из тебя всю хворь выгонять буду,- произнес Павел Ефимович и плеснул на камни, горячей воды из ковшика.
Крики Максима, которые раздавались из бани, были слышны даже в доме.
- Дорвался старый до молодого тела,- рассмеялась Нина Федоровна,- Ничего, он умеет хорошо парить. Даже нашего председателя от радикулита вылечил, просто хорошо попарил в баньке, теперь тот бегает молодым козликом.
- Эх, хороша банька!- с восторгом сказал Максим, выходя на улицу,- Городские сауны ни в какое сравнение не идут с настоящей русской баней.
- А то!- гордо расправил плечи Павел Ефимович,- У деревенской бани есть душа и главное, правильно ее топить.
- Это как? – не понял Максим.
- А вот так,- Павел Ефимович закурил сигарету,- Если будешь ее топить с плохим настроением, то и баня будет тяжелая. А вот подойдешь с душой, поклонишься, да поговоришь с ней, так и она будет легкая-легкая, как сегодня. Только нужно после, ей спасибо сказать, поблагодарить за теплый прием. Ко всему нужно относиться с любовью и уважением, тогда и ты его взамен получишь.
- Мудрый ты человек, Ефимыч.
- Не я мудрый, а жизнь такова. Она у нас одна и прожить ее нужно сполна, не растрачивая на ненужную суету.
- Скажи мне, Ефимыч, а как избавиться от душевной боли? Если она тебя гложет каждый день?
Павел Ефимович внимательно посмотрел на Максима.
- Я тебе скажу так, боль нужно пережить и отпустить. Ни в коем случае, нельзя прятать боль во внутрь себя, какой -то период нужно жить с ней, плакать, кричать, нужно переболеть ей. А потом, хоть немного, но станет легче. И , самое главное, нельзя огораживать себя от жизни, потихоньку, по шажку, но возвращаться к ней. И, ни в коем случае, не закрывать свое сердце от любви, к себе, детям, другим людям. В любом случае, жизнь продолжается.
- Спасибо тебе, -Максим обнял Павла Ефимовича,- Ты сказал сейчас, самые важные для меня слова.