Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Были ли у Девы Марии месячные

Оглавление

Дева Мария в христианстве имеет особый статус. В католицизме, православии и ряде других христианских направлений есть догмат о приснодевстве Марии, который заключается в том, что Мария была девой до рождения Иисуса, во время рождения и после рождения. Таким образом, Мария - вечная дева. Поэтому вопрос о менструации Девы Марии - важный богословский вопрос, который ни в коем случае не является странным. Как же решается этот вопрос?

Ветхий Завет против менструации

Острота вопроса о менструации Марии обусловлена антименструальным характером Ветхого Завета. В книгах Ветхого Завета менструация рассматривается как период ритуальной нечистоты и женского уединения:

"Если кто праведен и творит суд и правду, на горах жертвенного не ест и к идолам дома Израилева не обращает глаз своих, жены ближнего своего не оскверняет и к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается..." (Иезекииль 18:5-6)
"Путь их пред лицом Моим был как нечистота женщины во время очищения ее". (Иезекииль 36:17)

Но самый важный библейский текст, который считает женщин ритуально нечистыми во время менструации, находится в 15 главе Книги Левит:

"Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела её, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто...". (Левит 15:19-20)

До 30 стиха 15 главы говорится, что менструация женщины делает нечистым абсолютно все, что соприкасается с женщиной.

В ряде юго-восточных стран до сих пор действует менструальное табу, из-за которого женщин заставляют покидать поселения. Они уединяются в таких жилищах, пока у них не закончится менструация.
В ряде юго-восточных стран до сих пор действует менструальное табу, из-за которого женщин заставляют покидать поселения. Они уединяются в таких жилищах, пока у них не закончится менструация.

Мария была нечистой?

Отсюда возникает важный вопрос - была ли Мария, мать Иисуса Христа, нечистой женщиной? Католики и православные верят, что Мария была девой до, во время и после рождения Иисуса Христа. Не только духовно, но и физически. Следовательно, догмат о приснодевстве должен освобождать Марию от ритуальной нечистоты.

У католиков вопрос стоит острее, потому что они считают Марию чуть ли не богиней, которая находится в супружестве со Святым духом (она родила от Святого духа), и была зачата, как и Иисус, непорочно. Поэтому в католицизме, в отличие от православия, есть догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

Как в таком случае соотнести непорочность Марии с фактом, что из-за месячных она должна была быть ритуально нечистой в течение почти всей своей взрослой жизни?

В католицизме Мария сопоставляется с Евой как "Новая Ева", подобно тому, как Иисус провозглашается "Новым Адамом" в христианстве. Ритуально нечистая женщина не могла посещать Иерусалимский храм, как и менструирующая Ева не могла находиться в Эдемском саду, который был первым святым местом. Менструация, то есть процесс обретения нечистоты, возникает лишь после грехопадения. Следовательно, Дева Мария как Новая безгрешная Ева, не могла иметь месячные, будучи матерью богочеловека.

В Ветхом Завете процесс родов также делает женщину нечистой. Поэтому католики верят, что Мария родила Иисуса безболезненно и без каких-либо нечистот. Мария была лишена последствий первородного греха, следовательно, не могла испытывать боли, которой Бог одарил Еву после изгнания из Эдема.

Рождество Иисуса Христа
Рождество Иисуса Христа

Протоевангелие Иакова против католицизма

Православные и католики почитают не только Библию, но и некоторые апокрифические тексты, особенно те, на основе которых возникли некоторые христианские праздники. Апокриф "Протоевангелие Иакова" (2 век) как раз стал тем текстом, который усилил культ Марии в христианстве и расширил повествование о Богородице.

В тексте есть сюжет об отрочестве Марии. При достижении 12 лет, то есть в момент, когда у нее началась менструация, священники Иерусалимского храма стали искать мужа для Марии, чтобы она не осквернила храм:

"И ушли ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что дочь их не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки ангела. Когда же ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с нею, чтобы она каким-либо образом не осквернила святынь?"

Следовательно, христианская традиция, несмотря на католическую догматику, допускает, что у Марии была менструация. В этой связи интересно рассмотреть альтернативную точку зрения на менструацию.

Введение Мари во Храм
Введение Мари во Храм

Иисус очищает менструацию?

В православии, как и в католицизме, женщины вынуждены придерживаться правил ритуальной чистоты. Во время месячных или после рождения ребенка им запрещается участвовать в таинстве причастия, в некоторых церквях на определенное время запрещают посещать храм. Ограничения бывают разными, но они всегда есть. Данное обстоятельство конфликтует с евангельскими словами Иисуса Христа.

В 7 главе Евангелия от Марка Иисус произносит слова, которые служат основанием для отмены запрета на потребление некошерных (нечистых) животных:

"Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека". (Марк 7:15)

Иисус пересматривает правила ритуальной чистоты и говорит, что чистота более не зависит от неподконтрольных нам явлений внешнего мира, но она есть проявление наших помыслов. Так, чистота и нечистота сводятся к понятиям добродетели и греха. Более того, Иисус Христос исцеляет женщину, которая страдала кровотечением 12 лет. Она прикоснулась к одеждам Иисуса, чем должна была осквернить его, но вместо этого он исцеляет женщину:

"И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова". (Матфей 9:20-22)
Исцеление кровоточивой женщины
Исцеление кровоточивой женщины

Данное обстоятельство свидетельствует, что Иисус своим присутствием в мире исцеляет человека от первородного греха, который стал причиной ритуальной нечистоты.

Ранние христиане видели в таинствах крещения и евхаристии достаточные основания для полного очищения человека от первородного греха. Ветхозаветные правила чистоты стали рассматриваться в качестве аллегорий греха и добродетели. Однако у ранних христиан сохранялось представление, что менструация является проявлением нечистоты. Поэтому сегодня в православии до сих пор действует достаточно пренебрежительное отношение к женской природе, которое контрастирует со словами Иисуса:

"О находящихся в очищении женщинах, позволительно ли им в таком состоянии входить в храм Божий, считаю излишним и спрашивать. Да и они сами, как я думаю, будучи верными и благоговейными, не дерзнут в таком состоянии ни подойти ко святой трапезе, ни прикоснуться Телу и Крови Христовой, как и жена, 12 лет страдавшая кровотечением, ради исцеления прикоснулась не к Самому Христу, но только к краю Его одежды". (2 правило Дионисия Александрийского)

Примечательно, что святой Дионисий интерпретирует сюжет о страдавшей кровотечением женщине совершенно иначе, указывая, что она дотронулась лишь до одежды Иисуса. Но почему он не отмечает, что одежда Иисуса в таком случае должна была быть осквернена?

Таким образом, простой вопрос о месячных Марии раскрывает глубинную внутрицерковную и богословскую проблему, связанную с пониманием ритуальной чистоты, природы женщины и словами Иисуса Христа.

Если отвечать непосредственно на вопрос, заданный в заголовке, то можно прийти к разным ответам в зависимости от традиции. Протестанты и православные, скорее, согласятся, что Мария была обременена месячными, как и все женщины. Однако католики ставят Марию значительно выше, поэтому в их догматике у Марии, скорее, не было месячных. В этой связи можно отметить, что традиция католиков и православных предпочла ветхозаветный подход, а не реформу Иисуса Христа.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.