Уже после первых лет войны во Вьетнаме командование армии США было вынуждено пересмотреть требования к состоянию своего вертолетного парка. В результате появилась военная программа UTTAS (Utility Tactical Transport Air System — многоцелевая тактическая транспортная воздушная система). Эта программа была утверждена в 1971 г., а на следующий год армия поставила задачу девяти вертолетным фирмам разработать до 1976 г. новую машину. Из всех фирм, представивших свои макетные разработки, конкурс прошли компании «Сикорский Эйркрафт» и «Боинг-Вертол», которым было поручено создание опытных образцов. В 1974 г. состоялись первые испытания новых вертолетов обеих фирм; машины получили обозначения соответственно YUH-60 и YUH-61.
В 1976 г., после проведения оценочных испытаний, победителем был признан вертолет Сикорского. В том же году армия заказала предсерийную партию из 15 машин, а в 1978 г. была заказана уже первая серийная партия нового вертолета, получившего обозначение UH-60 «Блэк Хоук» (Black Hawk — черный ястреб). Армия США применяла разные модификации вертолета UH-60 практически во всех военных конфликтах начиная с 1980 г. По состоянию на 2003 г. было выпущено более 2500 машин. Заинтересовались «Ястребом» и зарубежные военные: вертолет поставлялся в Англию, Израиль, Южную Корею, Японию и другие страны.
Для размещения вооружения вертолет может быть оборудован универсальной съемной системой крепления наружных псдвесок, устанавливаемой по бортам фюзеляжа (в верхней части за кабиной экипажа). Здесь могут быть размещены различные варианты вооружения: 16 ПТУР «Хеллфайр» или «Тоу», четыре кассетные установки системы минирования М56, управляемые ракеты класса «воздух- воздух» и другое вооружение. В проемах сдвижных панелей передних дверей можно установить пулеметы М-23Д калибром 7,62 мм, для стрельбы через проемы боковых окон могут быть использованы подвижные установки с 7,62-мм пулеметами GAU-2B/A типа «Гатлинг» со скорострельностью 4000 выстр./мин.
Бортовое радиоэлектронное оборудование вертолета позволяет выполнять боевые задачи в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Комплекс пилотажно-навигационной аппаратуры включает автоматический радиокомпас «Эмерсон» AN/ARN-89, приемник сигналов радиомаяков VOR, маркерных и глиссадных маяков
AN/ARN-123(V)I фирмы «Бендикс», гирокомпас «Сперри» AN/ASN-43, доплеровский радиолокатор «Зингер-Кирфот» AN/ ASN-128, радиовысотомер, приемник предупреждения о радиолокационном облучении, инфракрасную систему противодействия. На вертолете установлена стандартная автоматическая система управления полетом фирмы «Гамильтон стандарт» с цифровым автопилотом, имеющим управление по трем каналам.
Средства связи состоят из приемопередатчиков метрового и дециметрового диапазонов, коротковолнового приемопередатчика, кодированного переговорного устройства и самолетного переговорного устройства
Для защиты от зенитных ракет с тепловыми головками самонаведения на вертолете установлен автомат рассеивания тепловых ловушек.
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трех стоечным шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж вертолета — цельнометаллический полумонококовой конструкции, изготовлен из легких сплавов с широким применением композиционных материалов.
В передней и центральной частях фюзеляжа находятся кабина экипажа и грузовая кабина. Кабина экипажа трехместная.
Первый и второй летчики располагаются рядом на бронированных креслах. Рабочее место третьего члена экипажа (командира или стрелка-оператора) находится в
глубине кабины экипажа слева по борту. Для доступа в кабину экипажа предусмотрены открывающиеся вперед на шарнирах боковые сбрасываемые двери. Грузовая кабина имеет полезный объем 10,9 м3 и в стандартном варианте оборудована для размещения отделения десантников в составе 11—14 человек.
В случае необходимости кабина может быть переоборудована для перевозки раненых или грузов. Кабина с обеих сторон имеет сдвигающиеся назад двери размером 1498x1752 мм, которые позволяют посадить отделение десантников за 4 с, а высадить за 3 с.
Задняя часть фюзеляжа сужается и плавно переходит в конусообразную хвостовую балку с отогнутой вверх концевой балкой в виде большого киля, на котором с правой стороны установлен рулевой винт. Для уменьшения габари¬тов вертолета при размещении на кораблях или при транспортировании предусмотрено складывание хвостовой балки.
Несущий винт имеет четыре изготовленные из титанового сплава лопасти со стреловидными законцовками, выполненными из кевлара. Втулка винта также изготовлена из титанового сплава и снабжена эластомерными шарнирами и маятниковыми виброгасителями. Вертолет имеет четырехлопастный рулевой винт.
Конструкция вертолета UH-60A стала базовой для создания многочисленных модификаций, также запущенных в серийное производство.
UH-60L, М — модификации UH-60A, отличающиеся от нее двигателями T700-GE-701C с повышенной (на 20 %) максимальной мощностью и новой трансмиссией с большим сроком службы, увеличенной емкостью внутрифюзеляжных топливных баков, новым несущим винтом с лопастями из композиционных материалов, усовершенствованной системой управления полетом и новым бортовым электронным оборудованием.
UH-60P — вариант для вооруженных сил Южной Кореи.
UH-60Q — санитарный вертолет с возможностью размещения в грузовой кабине девяти носилок.
ЕН-60А— вертолет с оборудованием для ведения радиоэлектронной борьбы, разработан в начале 80-х годов.
ЕН-60В — модификация вертолета для наблюдения за расположением и передвижением наземных сил противника и передачи полученной информации наземным станциям. Вертолет оснащен вращающейся в пределах 360° антенной радиолокатора под фюзеляжем.
SH-60B, F — противолодочный вертолет для ВМФ США.
SH-60J — разработанная в Японии на базе вертолета SH-60B модификация, предназначенная для борьбы с подводными лодками и выполнения поисково-спасательных и эвакуационных работ.
НН-60А — боевой и поисково-спасательный вертолет для ВВС США. Предназначен для операций в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. Оснащен поисково-спасательным оборудованием, системой заправки топливом в полете, дополнительными топливными баками общей емкостью 3545 л и современным радиоэлектронным оборудованием.
VH-60A — специально оборудованный вертолет для обслуживания президента США.
Понравилась статья – поставьте лайк.