Транссибирская экспедиция - ежегодное путешествие на внедорожниках в Арктику.
В Нижнеудинске завершилась первая часть экспедиционного маршрута: участники посетили Тофаларию и познакомились со старым сибирским городом. Здесь же, в Нижнеудинске, обновился состав участников, и вот уже иным коллективом мы двинулись на север, в Арктику - снова в зиму.
Часть 1. Тофалария: путешествие в заповедный мир горной тайги Восточного Саяна.
На участке трассы Нижнеудинск - Тулун - Братск все вокруг напоминало о том, что уже весна идет полным ходом: снег на обочинах уже почернел, на полях огромные проталины, а на АЗС в Братске мы уже с трудом выбрали место для остановки - вокруг лужи! В общем, до Усть-Кута (а именно здесь, за населенным пунктом Верхнемарково, начинается зимник на Мирный) вся команда боролась за сохранение продуктов, которые были заморожены и подготовлены для автономной части маршрута в Арктике. Этот участок постарались проехать максимально быстро. От Мирного и далее на север Якутии прогноз погоды уверенно показывал -34-42 С, что внушало уверенность.
Расстояние Усть-Кут (Верхнемарково) - Мирный (Тас-Юрях) примерно 1150 км, из них зимника - примерно 830 км. Об этой дороге написано много, поэтому смысла писать одно и то же нет. Хотелось бы только в очередной раз обратить внимание на несколько важных моментов, связанных с организацией безопасности самостоятельного движения на этом зимнике: основной трафик - это грузовые машины, не всегда с полным приводом; многие тянут за собой тяжелые прицепы или негабаритные грузы - все это создаёт сложности при маневрировании, на подъёмах и спусках часто возникают заторы, часть машин идут без цепей. Понять, почему так, - сложно, у каждого свое объяснение... Легковых машин практически нет, мы здесь - неестественные участники дорожного движения.
Есть несколько правил или обязательных рекомендаций, которые нужно учесть: первое - при въезде на зимник со стороны Верхнемарково установлен большой информационный щит (не ленитесь, прочтите и сделайте фото, пригодится), второе - транспорт, идущий на Мирный, имеет приоритет при проезде сложных участков (его пропускают) и третье - наличие радиостанции (заставить нельзя, но иметь обязательно! Канал 15-й - на нем, в основном, путевая информация, всё по делу). Это фундаментальные правила этой дороги, все остальное - это ваш личный опыт и умение подготовиться в дальнюю дорогу.
На этом зимнике мы не в первый раз. В этой поездке у нас сложилось ощущение, что на этом зимнике совсем не осталось духа романтики, которой так пропитаны дороги севера; далеко не все водители огромных грузовиков - это приветливые и интересные люди с огромных жизненным опытом, хватает и дилетантов, "наездников" и тому подобной публике, которые, в надежде заработать, урвать, не думают о других и особенно о природе, которая окружает, а она прекрасна! От этого нахождение на этой дороге становится более опасным. Но хороших людей, конечно, больше и нам тоже периодически везло!
Этот зимник мы проехали фактически за три полных ходовых дня, т.е. каждый вечер в районе 19-00 часов уже начинаем присматривать место для стоянки, стараемся выбирать свороток в лес - предпочитаем ночевать своим маленьким коллективом, ну и не создаем неудобств для больших машин на стоянках в районе пикетов - у них там своя схема заезда и расстановки грузовиков. Утром в районе 7:30 готовим завтрак, обязательно пьем горячий кофе, собираем дневной перекус, и в путь!
На зимнике, через определенные расстояния стоят пикеты, каждый имеет свое название - например, "Кедровый", "У пожилого зайца" и т.д., а также своих постоянных клиентов и фирменные блюда. У пикетов обычно почищены большие удобные стоянки для машин. Сервис на пикетах разнообразный: обязательно кафе, несколько бань, сварка, можно разжиться дизельным топливом, ну и вообще собрать путевую информацию о состоянии дороги, попутных грузах и т.д.
Вот так,
без спешки, на своей волне мы добрались до Мирного.
Продолжение следует...>>>