Найти тему

Транссибирская экспедиция-2024: Оленек - Анабар

Транссибирская экспедиция - ежегодное путешествие на внедорожниках в Арктику.

В Нижнеудинске завершилась первая часть экспедиционного маршрута: участники посетили Тофаларию и познакомились со старым сибирским городом. Здесь же, в Нижнеудинске, обновился состав участников, и вот уже иным коллективом мы двинулись на север, в Арктику - снова в зиму.

Часть 1. Тофалария: путешествие в заповедный мир горной тайги Восточного Саяна.

На участке трассы Нижнеудинск - Тулун - Братск все вокруг напоминало о том, что уже весна идет полным ходом: снег на обочинах уже почернел, на полях огромные проталины, а на АЗС в Братске мы уже с трудом выбрали место для остановки - вокруг лужи! В общем, до Усть-Кута (а именно здесь, за населенным пунктом Верхнемарково, начинается зимник на Мирный) вся команда боролась за сохранение продуктов, которые были заморожены и подготовлены для автономной части маршрута в Арктике. Этот участок постарались проехать максимально быстро. От Мирного и далее на север Якутии прогноз погоды уверенно показывал -34-42 С, что внушало уверенность.

Расстояние Усть-Кут (Верхнемарково) - Мирный (Тас-Юрях) примерно 1150 км, из них зимника - примерно 830 км. Об этой дороге написано много, поэтому смысла писать одно и то же нет. Хотелось бы только в очередной раз обратить внимание на несколько важных моментов, связанных с организацией безопасности самостоятельного движения на этом зимнике: основной трафик - это грузовые машины, не всегда с полным приводом; многие тянут за собой тяжелые прицепы или негабаритные грузы - все это создаёт сложности при маневрировании, на подъёмах и спусках часто возникают заторы, часть машин идут без цепей. Понять, почему так, - сложно, у каждого свое объяснение... Легковых машин практически нет, мы здесь - неестественные участники дорожного движения.

Затор на одном из многочисленных подъемов. Можно простоят час, полдня, а можно и дольше
Затор на одном из многочисленных подъемов. Можно простоят час, полдня, а можно и дольше

Тот самый информационный щит, который установлен в начале зимника по направлению Верхнемарково - Мирный
Тот самый информационный щит, который установлен в начале зимника по направлению Верхнемарково - Мирный

Есть несколько правил или обязательных рекомендаций, которые нужно учесть: первое - при въезде на зимник со стороны Верхнемарково установлен большой информационный щит (не ленитесь, прочтите и сделайте фото, пригодится), второе - транспорт, идущий на Мирный, имеет приоритет при проезде сложных участков (его пропускают) и третье - наличие радиостанции (заставить нельзя, но иметь обязательно! Канал 15-й - на нем, в основном, путевая информация, всё по делу). Это фундаментальные правила этой дороги, все остальное - это ваш личный опыт и умение подготовиться в дальнюю дорогу.

На сложных участках (спуски/подъёмы) практически везде установлен знак, показывающий, по какой дороге (объезду) нужно двигаться, чтобы не пересечься со встречным транспортом
На сложных участках (спуски/подъёмы) практически везде установлен знак, показывающий, по какой дороге (объезду) нужно двигаться, чтобы не пересечься со встречным транспортом

На этом зимнике мы не в первый раз. В этой поездке у нас сложилось ощущение, что на этом зимнике совсем не осталось духа романтики, которой так пропитаны дороги севера; далеко не все водители огромных грузовиков - это приветливые и интересные люди с огромных жизненным опытом, хватает и дилетантов, "наездников" и тому подобной публике, которые, в надежде заработать, урвать, не думают о других и особенно о природе, которая окружает, а она прекрасна! От этого нахождение на этой дороге становится более опасным. Но хороших людей, конечно, больше и нам тоже периодически везло!

Перевернули экспедиционный прицеп почти на ровном месте
Перевернули экспедиционный прицеп почти на ровном месте

Этот зимник мы проехали фактически за три полных ходовых дня, т.е. каждый вечер в районе 19-00 часов уже начинаем присматривать место для стоянки, стараемся выбирать свороток в лес - предпочитаем ночевать своим маленьким коллективом, ну и не создаем неудобств для больших машин на стоянках в районе пикетов - у них там своя схема заезда и расстановки грузовиков. Утром в районе 7:30 готовим завтрак, обязательно пьем горячий кофе, собираем дневной перекус, и в путь!

На зимнике, через определенные расстояния стоят пикеты, каждый имеет свое название - например, "Кедровый", "У пожилого зайца" и т.д., а также своих постоянных клиентов и фирменные блюда. У пикетов обычно почищены большие удобные стоянки для машин. Сервис на пикетах разнообразный: обязательно кафе, несколько бань, сварка, можно разжиться дизельным топливом, ну и вообще собрать путевую информацию о состоянии дороги, попутных грузах и т.д.

Пикет "Медвежонок", обозначенный на карте, уже не работает. Первый раз мы побывали здесь в 2019 году - это место, как и хозяева, оставили самое лучшее воспоминание об этом зимнике
Пикет "Медвежонок", обозначенный на карте, уже не работает. Первый раз мы побывали здесь в 2019 году - это место, как и хозяева, оставили самое лучшее воспоминание об этом зимнике

Вот так,

без спешки, на своей волне мы добрались до Мирного.

Продолжение следует...>>>