Тофалары — один из самых маленьких народов мира, насчитывающий чуть больше пятисот человек, живущих по рекам Уда, Гутара и Нерха в горной тайге Восточного Саяна. Они живут всего в трех селах — Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха, но осваиваемая ими площадь тайги, где тофалары охотятся и пасут оленей, — более 20 000 кв. километров. Территория огромная для столь маленького народа, особенно по европейским масштабам, ведь это более половины такой страны, как Нидерланды, населенной почти 14 млн. человек. (с) С.И. Вайнштейн
Эта вся информация, которая была известна на момент начала подготовки экспедиционного маршрута.
Путешествие в полном составе началось в Нижнеудинске - небольшом сибирском городке, стоящем на реке с необычным названием Уда. Сам Нижнеудинск находится примерно на полпути из Красноярска в Иркутск, вокруг вполне обычные для этого региона сосновые леса, поля и лесополосы и ничего необычного как будто бы и нет. Но пытливый взгляд путешественника подмечает вдали еле заметные силуэты величественных гор - это Восточный Саян. Огромная горная страна, разделяющая Иркутскую область и республику Тува. Вот туда, в этот удаленный и самобытный район, пролегал наш путь.
Из Нижнеудинска вверх по реке Уда, вдоль её левого берега, первое время идет асфальт, затем лес подходит ближе к реке и начинается грунтовка, которая переходит в снежную колею, а затем долгожданный выход на зимник - на лед Уды.
Прежде чем выйти на лед, узкая лента зимника преодолевает несколько затяжных подъёмов, один из которых имеет собственное название и видимо глубокую историю - "кафе "Розовый слон"!
Окончательно зимник выходит на Уду, обрываясь очень крутым и коротким спуском в районе крупного левого притока реки Огнит. К этому моменту солнце уже клонилось к горизонту и отбрасывало последние косые лучи, заливая горные вершины золотистым светом. Пришло время выбирать место для ночевки. По берегам Уды, поросшим сосновым лесом с неплотным подлеском из кустарников, практически в устье каждого крупного притока стоят крепкие зимовья. В теплое время годы дорог здесь нет, основное транспортное средство - это лодки с мощными моторами.
Уда - река горная, в верхнем и среднем течении много порогов и островов, водовороты и камни. Редкие группы туристов-водников отваживаются на прохождение знаменитых порогов. Свирепый характер реки во многом обеспечивает сохранность природы в этом краю, ведь Уда - единственная транспортная артерия. Зимой, когда лед становится прочным (обычно в январе), открывается сезонная дорога - зимник, по которому до марта нужно завезти огромное количество товаров, продуктов и топлива в удаленные поселки Тофаларии: Алыгджер и Нерха. Поселок Верхняя Гутара стоит на другой реке и с Удой зимником не связан. Заброска в Верхнюю Гутару начинается по реке Бирюса.
В одном из зимовьев остановились на ночлег. К этому моменту от Нижнеудинска было пройдено около 100 км. В тайге закон прост и понятен: после себя оставь сухие дрова, спички и обязательно полный порядок, двери в таежных избах всегда не заперты, любой путник может обогреться и отдохнуть.
Утро началось с прекрасной солнечной погоды. До административного центра Тофаларии, села Алыгджер, оставалось около 140 км, и это самые красивые километры зимника! Дорога идет по чистейшему льду реки, на поворотах и сужениях огромные участки торошения, ледяные глыбы причудливыми формами подминаются на 2-3 метра, порой выше машин.
Фактически все притоки среднего размера, впадающие в Уду, в устьевой части образуют огромные разноцветные наледи. На реках Хайлама, Большая Айса и Хадама стоят большие зимовья, видно, что летом здесь кипит жизнь.
Выше Хайламы избушки по берегам резко заканчиваются, долина сужается, появляются скальные острова, поросшие лиственничной тайгой, сосновый лес отступает под натиском горной тайги. На льду появляются крупные провалы - пустоты, ледяные волны, возникающие при резком падении уровня воды, и обширные наледи. Дорога становится сложнее и опаснее. В районе порога "Миллионный" река делает несколько длинных петель, извиваясь в каньоне, этот сложный порог для туристов-водников - серьезное препятствие, а для наших машин этот участок непреодолим! Зимник выходит на огромную галечную отмель, а затем резко поднимается в гору и уходит в тайгу. Мы в очередной раз отходим от реки.
Вновь спустившись на реку рядом с живописными скалами, организуем обед и короткий отдых. Делаем несколько кадров и продолжаем двигаться дальше вверх по Уде. Ближе к Алыгджеру природа вокруг в очередной раз меняется - по берегам появляется все больше мелкой окатанной гальки и практически полностью исчезает снег. Складывается полное ощущение лета пока находишься в машине, хотя за бортом по весеннему тепло и солнечно.
Алыгджер уютно расположился на правом берегу Уды в большой горной долине. Для защиты от наводнений вдоль берега в октябре 2021 года построена дамба. При подъезде Алыгджера практически не видно, и только поднявшись на дамбу, сразу открывается панорама населенного пункта. В Алыгджере нас уже ждали и любезно предоставили теплый дом с большой территорией, где мы удобно расположились со своей экспедиционной техникой и оборудованием.
Весь следующий день мы провели в прогулках, съемках и общении. Побывали в этно-культурном центре, многое узнали об истории освоения этого края и о жизни кочевого народа тофа (прежнее название карагасы).
В начале 19 века, по результатам исследований Матиаса Кастрема, родовой состав племен, населявший этот район, состоял из 8 родов: кара-йогду, чогду, чептей, кара-хаш, тырк-хаш, ирге-хаш, тенек-таш и сарыг-хаш. Существование в прошлом у тофаларов рода кара-хаш объясняет и происхождение прежнего названия этой народности - карагас, которое они получили в 17 веке от русских землепроходцев. Этноним "хаш" - самодийский. Можно полагать, что в состав тофаларов вошло самодийское племя, называвшее себя "хаш". Вполне возможно, что самодийскими по происхождению были также тофаларские роды чогду и кара-чогду.
Население Алыгджера 543 человека "чистых тофа", по словам местных, не более двух десятков. Оленями сейчас занимаются всего несколько семей: одна в Алыгджере и две в Верхней Гутаре. Численность стада точно никто не знает, в поселки олени не спускаются, ориентировочно около 300 голов.
При поддержке администрации провели встречу со школьниками, рассказали о нашем экспедиционном проекте "Транссибирская экспедиция-2024", ответили на вопросы и в завершении провели показ документального фильма о жизни цаатанов - кочевников-оленеводов, проживающих на территории Монголии, чтобы ребята могли провести параллели и выявить общие закономерности в жизни цаатанов-оленеводов Тоджинской котловины и тофа.
Базис хозяйственной деятельности тофа (прежнее название - карагасы) при их сезонных кочевьях до начала 20 века состоял из пастбищного оленеводства, рыбалки, охоты и собирательства. Природа Тофаларии очень разнообразна: покрытые лиственничной тайгой горы, с обширными пространствами высокогорных тундр, сплошь покрытых ягелем - оленьим мхом, представляют собой идеальное место для обитания северных оленей. Дикий северный олень (дикарь) сохранился здесь, кстати, и поныне. Тофаларский (карагасский) олень - самый крупный в мире и очень выносливый, поэтому в зимних условиях олени тофов могут проходить под седлом и вьюком около 60 километров в день, при этом даже там, где лошадь не может пройти и десятка километров. Олень, кроме молока, давал человеку мясо и кишки, которые варили и употребляли в пищу, шкуру, а также сухожилия, из которых ссучивали крепкие нитки. Кроме того, из шкур копытных животных изготавливали одежду, обувь, а также различную домашнюю утварь, включая ёмкости и сосуды. Из копытных зверей объектом охоты были кабарга, изюбрь, лось, дикий северный олень, горный козёл, кабан, косуля. На всех пушных зверей охотились с ружьями и собакой. Собаки тофов - восточносибирские лайки. Собаки жили в чуме вместе с людьми, спали около костра. Собака обеспечивала успех промысла, поэтому хороших собак всегда высоко ценили.
Проведя полный день в Алыгджере, мы принялись готовиться в обратную дорогу. Обычно она короче. Во всяком случае, мы уже понимали, как и где находятся основные сложные участки, а также понимали, что весенняя теплая, солнечная погода обязательно выдавит наледи и местами размягчит лед.
Ранним утром, поздравив женскую часть коллектива с 8 марта, бодро выдвинулись вниз по реке Уде. Утро было солнечным и морозным, поэтому без проблем добрались до впадения реки Нерха и решили посетить одноименный поселок, стоящий в 3-4 километрах выше от устья. Нерха - это второй из трех населенных пунктов Тофаларии.
После посещения Нерхи, вновь выйдя на Уду, старались двигаться максимально активно, чтобы пройти потенциально опасные места на реке, которые нам уже известны.
В районе впадения крупного правого притока реки Хайлама на зимнике расчищена большая ровная площадка - здесь мы решили заправить топливом машины и немного отдохнуть.
Проехав буквально 15 км, в Уду впадает очередной крупный правый приток - река Хадама, в устье находится одноименная метеостанция Хадама. Здесь на удобной площадке остановились для отдыха и обеда.
В Тофаларии чай не только спасает зимой от холода, а летом от жары, но во все времена года заменяет собеседников, когда их нет, и помогает беседам, когда они есть.
Попив чаю, отправились в гости к метеорологам поздравить женскую часть коллектива с 8 марта, а также в преддверии профессионального праздника (23 марта - день метеоролога) вручить памятные сувениры.
К вечеру уже в сумерках добрались до реки Огнит, здесь на крутом скальном берегу находится небольшая рыболовная база. Нас гостеприимно приняли и в наше распоряжение предоставили большой теплый дом, а после ужина пригласили в баню. Это было потрясающее завершение активной части маршрута. Мы побывали в Тофаларии, познакомились с этим затерянным в тайге уголком России, увидели первозданную природу и в очередной раз убедились, что сибирское таежное гостеприимство - это культура, которая формировалась веками.
Добравшись до Нижнеудинска, активная часть экспедиционного маршрута завершилась.
Детальное описание программы экспедиционного тура Тофалария | Транссибирская экспедиция 2024