Найти в Дзене
окно в икону

Выражено ли время в иконописном сюжете

С праздником, уважаемые читатели! Глядя на картины, мы замечаем их прочную связь со временем. Фоном событий является природа - можно понять, какое это время года. Изображён портрет - человек на нём имеет определённый возраст и особенности одежды. Даже в натюрморте свет падает так, как может падать на предметы только в определённое время суток. И это если не считать изображения каких-то уникальных моментов в истории и жизни человека. Но как время отражается в иконе? Иконописная природа условна, и растения не помогают понять, когда происходит действие, и светотени в ней нет, и человек изображается в какой-то не очень ясный момент времени, соотнесённый с тем, сколько он прожил, но не слишком конкретно, уж возраст не определишь.

Дело в том, что у иконы здесь две задачи, и чтобы выполнить их обе, она приобретает определённые особенности. С одной стороны, икона изображает бесконечно длящееся состояние или явление, жизнь изображённого человека в вечности. Вечный образ не может быть построен по одному временному срезу. Но в то же время важной стороной иконы является доказательство историчности лица или события, изображённого на ней. Поэтому требуется и то, и другое: и показать суть человека или явления, и показать их историчность. Нам эти задачи кажутся противоположными, но в иконе они решаются, придавая ей ярко выраженные особенности.

Начнём со случая, когда изображение смотрится как целостное, но при отсутствии границ понимаешь, что на иконе одно и то же лицо изображается несколько раз. И когда пытаешься понять, в какой последовательности смотреть события, то сориентироваться крайне сложно, да и само понимание последовательности здесь иное. Например, сюжет "Огненное восхождение Илии Пророка" даёт много таких примеров.

На первом примере хронологически более ранними являются изображения внизу. Они посвящены питанию пророка Илии в пустыни во время голода. В одной сцене сосуды с пищей ему принёс ангел, в другой - пищу приносит ворон. Про ворона уже есть материал в блоге. Верхнее изображение показывает само огненное восхождение пророка Илии. Интересна с точки зрения времени ещё одна деталь. Не только пророк Илия на иконе изображён несколько раз, два раза написана и милоть (верхняя одежда, накидка из овечьей или козьей шкуры). Пророк Елисей, ученик святого Илии, просил его о том, чтобы получить милоть в знак того, что он станет пророчествовать в том же духе. Когда же пророк Илия вознёсся на небо,то: "И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана" (4Цар. 2:13). Но на иконе мы видим милоть два раза: на пророке Илье, и Елисей как бы удерживает её, чтобы она не исчезла вместе с Илиёй, и одновременно стоит на ней как на основании. С одной стороны, это определённая неточность воспроизведения текста Ветхого Завета. Но неточность эта показывает и букву текста (поднял милоть), и его дух: милоть есть знак наследование пророческого дара, и она выступает на иконе как связующее звено в визуально буквально выраженном смысле.

На втором примере кроме названных событий на переднем плане есть описание перехода пророков Илии и Елисея через реку Иордан. "И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху." (4Цар.2:8). Но здесь есть и жертвоприношение на горе Кармил: "И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве." (3Цар. 18:38). С точки зрения хронологии, в иконе как бы две линии: справа и слева. Слева от нас с первого плана до заднего, и справа также. Левая более ранняя, а правая характеризует день взятия его на небо.

Вот такой способ показать время даёт возможность показать и вечность, ведь все события находятся на одном и том же иконописном образе, и являют житие одного и того же святого, раскрывают его образ сразу в истории жизни.

Если говорить о других примерах соединения времени и вечности, то можно указать на соединение разных состояний одного и того же святого. Например, пророк и Предтеча Господа Иоанн изображается иногда со своей головой. Она может быть в чаше у его ног, а может прямо в его руках.

Или у преподобных изображается монастырь в период расцвета, а не когда он его основал. Ведь каков он был когда-то, и плохо известно, но каков он, когда иконописец пишет икону, понятно, и разновременность здесь не важна, вернее, важна, но в другом смысле. Монастырь - наследие святого, находящегося в вечности, его вечный дар другим людям. И поэтому соединение святого и исторически определённого образа монастыря как раз и позволяет сразу решить те две задачи, о которых мы говорили вначале.

Такова и традиция писать на одной иконе разновременных святых. Иконописец соединяет их, потому что они жили в одной и той же земле, являются святыми покровителями членов одной семьи, память их празднуется в один день, и по многим другим поводам. Они в вечности, и не существенно, что жизнь их пришлась на разные периоды истории.

Конечно, это не всё, что можно сказать о времени в иконе. К этой теме можно будет вернуться.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!