Григорий Иоффе
Эту фотографию без подписи я нашел в одном из папиных альбомов. Впрочем, надпись, красным штампиком, на обороте есть: «С. Снитко Шкловъ». Надо полагать – фото сделано в ателье, или в кабинете, шкловского фотографа Снитко. Заинтересовало оно меня по нескольким причинам. Во-первых, потому, что папа этот портрет сохранил. Во-вторых, папины родители перебрались в Петербург-Петроград именно из белорусского Шклова. В-третьих, как типичный пример кабинетного формата (108х166 мм, Cabinet portrait), одного их самых популярных в конце ХIХ – начале ХХ веков. Такие фотографии, наклеиваемые на паспарту, изготовленные в типографии, были и поизящнее, и подороже снимков, наклеенных на паспарту из куска обычного картона. Кабинетный формат позволяет определить временные рамки: использоваться в России он начал с 1890 года.
Женщина на фотографии одета в элегантное богатое платье, на ней жемчужные бусы, кулон (или часики), скорее всего золотой, красивые серьги. Чем-то она показалась похожей на моего папу (или, точнее, папа – на нее). Сравнил с фотографиями бабушки Хаси (папиной мамы, которая умерла в 1940 году) и ее сестер Ривы и Александры – тоже похожи. Разве что форма рта у них другая, видимо, отцовская. Осталась единственная версия: это фотография Хасиной мамы, папиной бабушки, имя которой мы уже никогда, наверное, не узнаем.
А не подписана… Тот, кому дарился этот портрет, дарителя знал. А неподписанных фотографий в любом альбоме или архиве гораздо больше, чем атрибутированных.
Из книги "100 лет с правом переписки. Народный роман"