"Мойдодыр", "Федорино горе", "Муха-Цокотуха", "Айболит", "Телефон" и многие другие сказки за авторством Корнея Ивановича Чуковского известны, а, главное, любимы и взрослыми, и детьми. Благодаря незамысловатым, но в тоже время увлекательным сюжетам, лёгкой, приятной уху рифме и, конечно же, заложенной в основе каждой сказки морали, произведения Чуковского по праву считаются эталоном детской литературы, а сам автор - лучшим детским писателем. Однако всего этого в жизни Чуковского могло и не случится, если бы не трагическое стечение обстоятельств. И тут, как говорится, "Не было бы счастья, да несчастье помогло".
К слову, Корней Иванович Чуковский никогда не считал себя детским писателем. Более того, он даже не собирался таковым становится. Судите сами: его собрание сочинений состояло из 15 томов, и лишь один из них был посвящен детским произведениям. Он уделял много времени написанию научных трудов об искусстве и литературе, а также переводил на русский язык произведения Р. Киплинга, О. Генри, М. Твена, Конан Дойля и других известных зарубежных авторов. Какие уж тут сказки, а, тем более, детские!
Нет, справедливости ради стоит отметить, что детей Чуковский любил - у него у самого их было четверо: Лидия, Николай, Борис и Мария. Более того, Чуковский всегда говорил, что общение с детьми для него - это «счастливейший вид отдыха». Говорят, что своих детей Чуковский просто обожал: часами мог играть с ними, катать на плечах и придумывать всевозможные развлечения.
Из всех четверых детей Корней Иванович всегда особо выделял свою младшую дочь Марию или Мурочку, как её ласково называли дома. Она была не просто его любимицей, а настоящей музой, поскольку свои лучшие детские произведения он сочинил, благодаря ей – а, точнее, для нее. Иначе было невозможно: без папиных сказок Мурочка отказывалась есть и спать.
Когда Мурочке было три года, свет увидели такие сказки Чуковского, как «Мойдодыр», «Тараканище» и «Бармалей», а на пятилетие любимой дочери Корней Иванович выпустил сборник «Муркина книга». И все бы и дальше складывалось как нельзя лучше, если бы в 1929 году у Мурочки не диагностировали костный туберкулез – грозное, неизлечимое заболевание, вызывающее разрушение костей. Борьба с этим недугом требовала немалых сил, которых у девочки, рожденной в голодные годы, просто не было.
Практически одновременно с известием о неутешительном диагнозе дочери, детские произведения Чуковского стали подвергаться жесткой критике. Писателя обвиняли в том, что «он сперва манит детей пряником – веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а потом дает глотать им какую-то муть» и что якобы в его сказках не затрагивается ни одной советской темы, ни одно из его произведений не будит в ребенке социальных чувств. В СССР для его произведений даже был придуман специальный термин – «чуковщина».
Давление со стороны общественности и сложная ситуация в семье вынудила Корнея Ивановича публично отречься от своих детских произведений и объявить об изменении направления своего творчества. А, тем временем, состояние Мурочки ухудшалось: сначала болезнь атаковала ногу девочки, а затем и глаза – девочка перестала видеть и постоянно испытывала чудовищные боли в ногах.
Во время особо сильных приступов, Мурочка просила Корнея Ивановича держать ее за руку и непрерывно рассказывать – стихи, сказки, что угодно – главное, не молчать. Чтобы хоть как-то облегчить состояние любимой дочери, Чуковский сперва перевез ее в один из крымских санаториев, а затем там же, в Крыму, арендовал квартиру, чтобы уже в домашних условиях поддерживать ее в стабильном состоянии.
К сожалению, несмотря на все старания, множественных операций и ампутаций, 10 ноября 1931 года Мурочка умерла. Девочке не дожила до 12 лет, похоронили ее в Крыму на старом Алупкинском кладбище. После этого Чуковский всей душой возненавидел Крым, где его дочь испытывала чудовищные страдания. Более того, Корней Иванович винил в смерти Мурочки не болезнь, а исключительно себя. Он искренне полагал, что несчастье в его семье произошло из-за того, что он отрекся от своих детских произведений и, тем самым, предал своего ребенка.
Прошли годы. Чуковского больше не критиковали и не запрещали, даже наоборот – его стихотворные сказки публиковались огромными тиражами, а сам писатель был отмечен Ленинской премией, и ему был вручен орден Ленина. Только вот ничего даже близко сравнимого с тем, что он творил для Мурочки, Чуковский больше никогда не писал. Оно, в общем-то, и понятно…
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!