Найти тему

Как выбрать онлайн-школу

Если вбить в поисковике запрос “Как выбрать онлайн-школу”, то можно получить примерно такой список критериев для отбора:
наличие лицензии;
преподавательский состав;
проведение аттестаций;
отзывы;
интерфейс платформы;
клиентоориентированность;
дополнительные фишки;
результаты учеников;
домашние задания;
личный куратор и т.д.

Такие списки обычно размещают сами школы с пояснениями: «А у нас это всё есть! Поэтому мы лучше всех!».

Но мы зайдём с другой стороны и посмотрим на выбор школы с точки зрения пользы для самоподготовки отдельного ученика.

Главная мысль состоит в том, что не так важно, какую школу вы выберете.
Сейчас онлайн-школы развились до такой степени, что уровень услуг, которые они предоставляют, примерно одинаковый.

Лет 5-7 назад было не так много хороших онлайн-курсов. Теперь даже из открытых источников (а школы часто выкладывают бесплатные видео у себя на каналах) можно собрать неплохую подборку для самостоятельной работы.

Мы часто говорим про различные уровни обучения.
Так вот никакая онлайн школа не позволит вам перейти с одного уровня на другой.
Сам концепт онлайн-подготовки к экзаменам не предполагает такой возможности. Курсы помогают лишь вспомнить или закрепить материал. Освоить темы с начального уровня через них точно не получится.

Возьмём, например, тему «Параметры».
Это не просто новый тип задач. Это принципиально иной подход к решению.
Если ученик не может решить параметрическое неравенство ax≤b, то не стоит браться даже за простые типы задач экзамена. Надо начинать с нуля, где-то с 7-8 класса.

То же самое с планиметрией из второй части. Нужно иметь хорошо поставленное геометрическое мышление, чтобы хотя бы начать готовиться к этим заданиям. И хотя бы что-то уметь доказывать.
В противном случае даже репетиторы бессильны.

Недавно видел пасхалку от коллеги, который написал у себя на сайте в варианте вместо условия к планиметрической задаче следующее:
“Я с 2015 года целенаправленно готовлю к ЕГЭ. Только один ученик среди сотни смог получить хоть какие-то баллы (это был стобалльник) за данное задание.
К сожалению, можно 3 года готовиться только к нему или решить сотни аналогичных заданий, но всё равно его не сделать... Вам просто не хватит времени при самом благоприятном стечении обстоятельств.
Не выбрасывайте деньги родителей, не тратьте своё время – просто забудьте!”

Не все преподаватели столь категоричны, но некоторое здравое зерно в этих словах есть. Геометрию нужно учить, начиная с 7 класса. Желательно с промежуточными устными (!) экзаменами.

Подобных же предостережений на сайтах онлайн-школ нет от слова совсем...
Видимо потому, что онлайн-школ есть страх: если они не пообещают сотку с нуля (или хотя бы 80+) и гарантированное освоение темы, то потенциальные ученики уйдут к конкурентам.

Школы часто козыряют тем, что их курсы «не содержат воды».
Возьмите распечатки с текстовыми задачам на концентрацию какой-нибудь школы. Особенно в которых, по словам авторов, «нет ничего лишнего».
Обычно это просто разобранные типовые задачи с сайта ФИПИ. По ним невозможно именно научиться.
Хотя надо отдать должное, оформлены такие материалы чаще всего ярко и красочно...

На сайте другой школы те же ФИПИшные задачи на концентрацию могут быть оформлены с учётом красивых всплывающих подсказок.
Но если ученик считает проценты только через пропорцию, разве ему помогут какие-либо подсказки?
Если он принципиально не умеет работать с процентами через десятичные дроби, он вообще не поймёт решение, даже с подсказками.

Научить школьников решать уравнения ax=1, ax=a или неравенство ax<1 (или хотя бы провести несколько больших вводных занятий по базовым задачам) – это не «вода», это насущная необходимость.

Кстати, у всех курсов подготовки к олимпиадам схожие проблемы.
Они чаще не учат, а прорешивают задачи из олимпиад прошлых лет, пусть и подобранные по темам. То есть нет как такового методичного обучения.

Ну и возвращаясь к теме выбора онлайн-школ давайте перечислим их основные достоинства и недостатки.
Подобные подборки встречаются в сети, поэтому просто вспомним основное.

Достоинства:
а) Доступность.
Вы не привязаны к конкретному физическому месту. Можно заниматься, где угодно, если есть доступ в интернет.
б) Невысокая стоимость.
Здесь работает эффект масштаба, когда одну и ту же трансляцию могут смотреть как 100 пользователей, так и 10 000.
в) Наличие видеозаписи.
Многие курсы предоставляют записи занятий. Всегда можно самостоятельно пересмотреть видео и разобрать всё, что осталось непонятным.
г) Широкий выбор.
При посещении курсов офлайн мы ограничены расстоянием, поэтому выбираем из небольшого варианта предложений. В случае с онлайн-курсами наш выбор – это всё, что есть в интернете.
д) Отсутствие других людей.
Вас никто не отвлекает в отличие от занятий в аудитории. Чат группы обычно можно отключить.
е) Незримое присутствие других людей.
Пусть в онлайн-школе вы и не видите других учеников, но они всё же есть. В такой полуанонимной группе порой сподручнее заниматься. Всегда полезно сравнить свой прогресс с кем-то похожим на вас.

Недостатки:
а) Меньшая сосредоточенность.
Когда есть возможность в любой момент посмотреть видео позже, мы слушаем объяснения менее сосредоточенно.
б) Отвлекающие факторы.
При работе за компьютером есть соблазн отвлечься от занятия. Например, залезть в соцсеть, ответить на сообщение по мобильному или просто пойти попить чаю на кухне.
в) Качество общения.
В подавляющем большинстве случаев отличие от обычных курсов лишь в том, что теперь преподаватель находится не в трёх метрах от нас, а отображается на экране. Вопросы ему сложнее задать. Формулировать и набирать текст менее эффективно, чем задавать вопрос вживую. Ответы преподавателя на вопросы из чата отнимают время.
г) Ловушка разнообразия.
Этот негативный эффект возникает из-за слишком широкого выбора. А вдруг другие курсы лучше? Бывают случаи, когда ученики записываются сразу на много курсов, не остановившись на каком-то одном. И так постоянно между ними бегают, в итоге нигде нормально не занимаясь.
д) Если данные курсы проводятся в режиме реального времени, то из-за разницы часовых поясов некоторые школьники просто не смогут на них работать, т.к. в их регионе уже ночь.
ж) Отсутствие рядом других учеников.
Этот пункт есть и в достоинствах, и в недостатках. Кому-то нравится, когда есть живая компания, и он не может заниматься фактически в одиночестве.

А теперь давайте оценим онлайн-школы в сравнении с другими инструментами подготовки.

Год назад в группе была опубликована статья «Зачем нужен репетитор».
В ней мы выделили те неочевидные вопросы, в которых вам помогает частный преподаватель.
Давайте их ещё раз перечислим их и поймём, как с теми же самыми вопросами могут помочь онлайн-школы.

1. Обратная связь.
У онлайн-школ она иногда есть, но значительно менее качественная, чем у профессионального персонального преподавателя.
Обычно за общение с учеником отвечают студенты-кураторы, уровень которых объективно не очень высок. Критерий “хорошо сдали ЕГЭ” не является достаточным для того, чтобы чему-то учить других.
Кураторы могут проверить правильность решения, указать на ошибку, иногда подбодрить.
Но этого мало!
Важная составляющая обучения – это процесс поиска ошибок.
Если просто исправлять ученику ошибки, он привыкнет, что кто-то всегда за него их найдёт.
А как же самостоятельный поиск?
Как вообще догадаться, что в решении есть ошибка? Как её искать, предполагая её наличие? Как увидеть повторяющиеся ошибки?
Наконец, как подобрать задания на устранение причин ошибки?
А вычислительные навыки и навыки эффективного счёта?
В онлайн-школах по умолчанию считается, что школьники умеют считать и преобразовывать алгебраические выражения.
Это, конечно, не так. Поэтому и раздали калькуляторы на ОГЭ (потом, правда, в панике забрали).
Онлайн-школа не сможет отловить ситуации, когда ученик просто не умеет считать. И тем более не может поставить системно этот навык. Максимум – рассказать парочку лайфхаков для вау-эффекта.

2. Общая траектория подготовки.
Она полностью отдана на откуп школе. Ученики следуют по единой траектории и по строго расписанным темам.
Но как быть, если вы чего-то не понимаете или, наоборот, вам слишком легко? Тут нужно искать дополнительные материалы самому. И самому выстраивать свою траекторию подготовки.

3. Знание тонкостей экзамена.
Вот здесь возможности школ уже достаточно широки.
Большие онлайн-школы могут себе позволить получить консультацию топовых экспертов из первых рук. А большая база учеников и разбор многочисленных случаев помогает узнать на практике много нюансов.

4. Распознавание сильных и слабых сторон учеников.
А вот этого в онлайн-школе совсем нет.
Здесь не программа подгоняется под человека, а человек под программу.
Такая стандартизация не учитывает особенностей отдельного ученика.

5. Объяснение тем.
Сейчас уровень подачи материала весьма высок.
Но темы объясняются с расчётом на виртуального среднего ученика. А например, тему «Производная» сильному и слабому ученику следует объяснять по-разному.

6. Говорить и проговаривать.
Этого в принципе нет и никогда не будет в онлайн-школах.
На курсах нет возможности заставить ученика проговорить какие-то важные вещи. В той же геометрии нужно много беседовать о задаче и путях решения. Даже в обычной школе больше возможностей это делать, т.к. можно хотя бы изредка выходить к доске.

Всё, что написано выше, это не критика онлайн-школ, а лишь перечисление их ограничений.
Помните, что любые онлайн-школы – это всего лишь один из инструментов вашего самообучения.

Некоторым ученикам я вообще настоятельно рекомендую приобрести какие-нибудь курсы.
Кажется странным: репетитор советует тратить деньги ещё и на покупку курсов.
Но посудите сами.
Ставка топового репетитора, который действительно умеет готовить к экзаменам, обычно довольно высока.
Нормальная частота занятий в 11 классе, при которых будет какая-то польза, – два полуторачасовых занятия в неделю.
В 10 классе сначала может хватать и одного поддерживающего занятия, если нет задачи перехода на новый уровень.
Так вот в условиях ограничения средств ученик и его родители в 11 классе могут согласится лишь на одно занятие в неделю. А то и вовсе на одно занятие раз в две недели.
Очевидно, что этого не хватает, т.к. банально нет возможности проработать всю необходимую рутину.
Проблема отработки заданий становится ещё более острой, если в обычной школе не готовят к профильному экзамену.
Выходом может быть усиление занятий с репетитором с помощью онлайн-курсов.
Если ученик сам готов нарешивать много заданий, если онлайн-школа проверяет выполнение ДЗ, то это позволяет заниматься с репетитором только самыми сложными и тонкими вопросами.

Кстати, как бы меня не просили, я не даже в личных беседах не рекомендую какие-то конкретные школы.
Могу лишь рассказать, какие курсы покупали ученики прошлых лет.
Но вы и сами знаете все эти онлайн-школы. Они все есть в десятке самых известных и популярных.

Да и вообще странно советовать что-то.
Ведь даже личная симпатия ученика к авторам курса порой важнее, чем какие-то методические тонкости.
Вам может просто нравится преподаватель и его манера изложения.
Кто-то излагает медленно и неспешно, кто-то плотно и со здоровым юмором, кто-то агрессивно «убивает» и «бомбит» задачи.
Вы будете смотреть на преподавателя онлайн-школы в течение всего учебного года. Желательно, чтобы он вызывал при этом хоть немного симпатии.
То есть если методика крутая, но сам он не нравится, то лучше поискать авторов с методикой поскромнее, но у которых действительно хочется научиться.

Ещё уместно спросить напрямую советов о выборе курсов у одноклассников или у тех, кто их проходил год назад.

Кстати, если, к примеру, у вас несколько человек из класса записалось на один курс, то, возможно, тоже стоит туда пойти. Вместе с одноклассниками обычно сподручнее заниматься. Тем более, когда вы все примерно одного уровня.

Проблема современных онлайн-школ ещё и в том, что до конца курсов доходят 3-5% учеников.
Видел как в нескольких онлайн-школах была попытка поработать с мотивацией школьников.
Сам разговор про то, как правильно учиться, очень важен.
Но ведущие этих курсов, кажется, давно сами не были в позиции обучающихся, потому и не понимают тонкостей самостоятельной работы для среднего ученика.
И видно, что они давно не работали системно лично с учениками и не понимают проблем, которые возникают у каждого ученика в отдельности.
Потому и советы, которые они дают, мягко говоря, странные.

В одной из онлайн-школ тему «Учись учиться» вынесли в отдельный трек. Но максимум, что получалось – это простой пересказ корпоративных бизнес-курсов или простеньких мотивационных тренингов, переложенный для ЕГЭ.

Прокачка навыка обучения всё-таки значительно глубже и строится на других принципах...