Найти тему
Вакх

Готическое искусство: архитектура

Вот уже несколько столетий готическое искусство по-прежнему завораживает умы сотен тысяч и миллионов людей по всему миру. Получив своё начало в первой четверти XIII столетия, эпоха готики предшествовала собой Великое Возрождение, открывшее миру и цивилизации античное наследие Древней Греции и Древнего Рима.

В истории королевства Франция был период, когда власть короля была не так сильна, как влияние знати. Однако эта ситуация начала меняться с началом XII века и правления Людовика VI. В этом ему помогал известный аббат Сугерий, которому мы обязаны рождением готического стиля.

Аббат Сугерий был важным советником Людовика VI. Он оказывал поддержку монархии и королевской семье, прилагая большие усилия для того, чтобы подчеркнуть божественное происхождение монарха, ибо король является оплотом правосудия и справедливости, он — символ единства французской нации!

У аббата Сугерия были грандиозные планы и задумки, связанные с аббатством Сен-Дени. Основанное в конце VIII века, аббатство имело особый, сакральный статус как место поклонения святому Дионисию Парижскому. Святой Дионисий был одним из самых почитаемых святых во Франции и покровителем Парижа. Кроме того, аббатство являлось главным памятником и символом Каролингской династии.

Аббат Сугерий хотел сделать аббатство духовным центром всего королевства Франции. Он мечтал, чтобы церковь Сен-Дени затмила своей красотой и великолепием все остальные храмы и стала наивысшим проявлением религиозности и патриотизма. Церковь была перестроена и расширена, но до наших дней свой первоначальный вид сохранили только хоры у внутренней галереи.

Базилика Сен-Дени сегодня
Базилика Сен-Дени сегодня

В 1137 — 1144 годах была проведена перестройка церкви королевского аббатства Сен-Дени. Эту дату часто считают временем рождения готического стиля. Перестроенная церковь отличалась изяществом, обилием пространства и света, а также строгой геометричностью планировки.
Важной составляющей и главной целью перестройки было создание ощущения обилия света. Неудивительно, ведь свет, проникающий на хоры церкви через святые окна, становится символом Божественного света и Святого Духа.
Соразмерность различных частей базилики с точки зрения математических пропорций создавала ощущение красоты и наглядно демонстрировала законы сотворения Вселенной Господом Богом.
Благодаря усилиям Сугерия и нормандских мастеров теология была воплощена в камне и положила начало эпохе готики.

С начала XI века в Западной Европе можно наблюдать активное развитие городов и их рост. Города стали не только важными центрами экономической и политической жизни, но и центрами духовной культуры. Поэтому будущее готической архитектуры было связано с городами, а не с сельской местностью.
Церковь Сен-Дени была монастырем и, дав начало готическому стилю, передала его в руки городов. Наступает
эпоха кафедральных соборов.

Собор представляет собой главную церковь епархии, которой управляет епископ , и располагается, как правило, в главном городе епархии.

Пожалуй, одним из самых известных соборов мира является Нотр-Дам — собор Богоматери в Париже. Его строительство началось в 1163 году, и в нем воплотились те же архитектурные черты, которые мы видим в перестроенной церкви Сен-Дени.

План собора Нотр-Дам, 1163 — ок. 1250г. Париж
План собора Нотр-Дам, 1163 — ок. 1250г. Париж

Обратите внимание на преобладающую продольную ось симметрии, целостность и компактность. Собор, безусловно, отличался от большинства романских церквей.

Западный фасад Нотр-Дама (первое фото выше) является наиболее монументальным. Он сохранился до наших дней практически полностью, за исключением, возможно, некоторых деталей скульптурного декора, которые в настоящее время восстановлены. Нетрудно заметить сходство фасада Нотр-Дама с церковью Сен-Дени. В свою очередь, церковь Сен-Дени использовала образцы фасадов романских церквей Нормандии.

Пример романской церкви в Нормандии. Церковь Сент-Этьенн в Кане. Строительство было начато в 1068 г
Пример романской церкви в Нормандии. Церковь Сент-Этьенн в Кане. Строительство было начато в 1068 г

Трудно забыть волшебство льющихся через большие окна центрального нефа разноцветных лучей света. Около ста восьмидесяти витражей насчитывалось в Шартрском соборе, и почти все они сохранились до наших дней!

Центральный неф Шартрского собора. 1145 — 1220 г.
Центральный неф Шартрского собора. 1145 — 1220 г.

В чем же секрет этого чуда? Витражи, по сути, являются фильтрами, которые меняют обычные характеристики дневного света. Он становится более поэтичным и наделяется символическим и сакральным значением. Физическая осязаемость стен как будто растворяется, а вместе с ней и граница между тленным миром и вечностью, создавая в человеке глубокое религиозно-мистическое чувство, которое является основой духовного мира эпохи готики.

Уже в Шартрском соборе мы можем наблюдать сформировавшийся стиль высокой готики, но без важной составляющей этого стиля, появившейся позднее. Речь идет о головокружительной высоте, ставшей основной целью технической и эстетической. Добиться этого можно было только доведением до предела возможностей каркасной конструкции в ущерб безопасности.

Шартрский собор во Франции
Шартрский собор во Франции

Нельзя не упомянуть также Реймсский собор, фасад которого очень интересно контрастирует с фасадом Нотр-Дама в Париже, хотя они были задуманы примерно в одно время. Многие архитектурные детали использованы в обоих соборах, но в Реймсе они видоизменены и образуют совершенно новые сочетания.
Ряд королевских статуй, который в соборе Нотр-Дам формирует четкую горизонталь, разделяющую первый и второй этажи, в Реймсе поднят так высоко, что сливается с аркадой третьего этажа. Большинство архитектурных элементов стали выше и уже, а остроконечные пинакли сильнее подчеркнули устремленность ввысь.
Самое великолепное скульптурное убранство по сравнению с другими соборами размещено в специально выделенных зонах, а скульптуры распространились на не использовавшиеся ранее участки, такие как карнизы и выступы, не только на главном фасаде, но и на боковых.

Все вышеперечисленные соборы и церкви, безусловно, были результатом колоссальных усилий их создателей. Важно понимать, что эти замечательные творения, настоящие шедевры архитектуры, стали не просто украшением религиозной жизни, но и вещественным доказательством единства религии и патриотизма. Почему так? Потому что строительство таких зданий требовало огромных вложений, пожертвования поступали из самых разных уголков Франции и от представителей всех сословий.

Готика, возникнув и развиваясь во Франции благодаря мастерству французских архитекторов и каменных резчиков, получила свое распространение за пределами французского королевства. В наше время готические памятники архитектуры можно встретить в Англии, Германии, Италии и других регионах Европы, а для первых двух стран они даже стали предметом национальной гордости. И это неудивительно, ведь готика смогла завоевать такую популярность не только благодаря своей приспособляемости к различным местным условиям, но и своей способности будить воображение и воспламенять религиозные чувства в сердцах людей.