Не так давно на этом канале я уже написал о семье своего тестя - Сергея Митрофановича Казакова.
Мой тесть, его три брата и сестра были участниками Великой Отечественной войны. Все вернулись с неё живыми, но тесть и его два брата имели раны, беспокоившие их до конца жизни. Родители, старшая и младшая сëстры, младшие братья пережили фашистскую оккупацию. О том, какой была война для семьи Казаковых, сегодняшняя статья.
О том, где и как воевал мой тесть, я тоже на этом канале писал
Самый старший брат моего тестя, Сергея Митрофановича Казакова - Митрофан Митрофанович - родился в 1910 году. До войны он успел окончить Воронежский медицинской институт, на работу был направлен врачом-терапевтом в Петропавловск, что в Казахстане. Судя по найденным в интернете документам, Митрофана Митрофановича в 1939 году, как офицера-медика мобилизовали на советско-финскую войну, а в 1941 - на Великую Отечественную. Всю войну Митрофан Митрофанович прослужил на Дальнем Востоке в эвакогоспитале, после войны остался в армии, дослужился до полковника, завершил службу в 1969 году начальником отделения военного санатория в Архангельском под Москвой, там и остался жить и работать. До Архангельского служил в военном санатории в Прибалтике.
Брат Лев Митрофанович родился в 1923 году.
По рассказам моих жены и тёщи, в самом начале войны он попал в плен, работал на какую-то немку. По данным архивов, служил красноармеец Лев Казаков в 646 стрелковом полку 152 стрелковой дивизии Первого Украинского фронта.
Судя по некоторым архивным материалам, он в 1945 году оказался в действующей армии и успел заслужить медаль "За отвагу". Как это получилось, пока загадка. После войны Лев Митрофанович поселился в Прибалтике, в Вильнюсе, работал главным бухгалтером строительной организации.
Брат Николай Митрофанович родился в 1925 году, на фронте находился с 1942 года. Известно, что он был рядовым, получил ранение, награждён Орденом Славы III степени.
Сестра Зоя Митрофановна прошла войну связисткой.
Все остальные члены семьи моего тестя оказались в оккупации в родной деревне Колтовской Касторенского района Курской области. Все Казаковы были немногословны, поэтому никогда ничего о времени оккупации не рассказывали. Один случай со слов своей бабушки рассказала мне моя жена. У младших сестры и брата моего тестя - Клавдии и Валентина - на теле в большом количестве выскочили чирьи. Народные средства не помогли, врачей, кроме немецкого, в деревне не было, и мать повела детей к врачу-оккупанту, который дал ей мазь. Чирьи прошли.
И ещё один факт, но это уже не про оккупацию, а про освобождение. В кинохронике о Воронежско-Касторенской военной операции всегда присутствует водонапорная башня. Так вот эта башня стояла рядом с домом, в котором вырос мой тесть.
Так что семья Казаковых оказалась в центре важнейших событий Великой Отечественной войны.