Продолжаем бродить и вспоминать хорошие фильмы вместе с нашей рубрикой «КИНОкоШКА».
«2046»
(ФИЛЬМ, 2004, РЕЖ. ВОНГ КАРВАЙ). IMDb 7.4
Гонконг, Китай, Франция, Италия, Германия
Чертов гений, конечно. Не много есть режиссеров, про которых я могу так сказать. Про этого — могу.
Посмотрел его фильм, который не видел до этого. Профессионал, творящий в каждой секунде экранного времени; демиург, добивающийся искомой мимики и жеста от актера; переплетающий непереплетаемое, позволяющий себе грубо нарушать все правила построения мизансцены и изобретающий новые законы. Волшебник, который сотворил из вполне обычной истории о бедном журналисте-писателе и его женщинах настоящую магию, от которой невозможно оторваться.
И после просмотра этого фильма — ты немного другой, чем был до этого.
А ведь, пожалуй, это не лучший его фильм. Он не такой отточено минималистичный как «Чунгкинский экспресс», не такой романтичный как «Любовное настроение», не такой чувственно-эротичный как «Мои черничные ночи». И ничего нового к своей стилистике, к своему авторскому почерку, Карвай здесь не добавил — это все та же песня, которую он сочиняет во всех своих работах с начала 90-х — удивительная (и неподражаемая) смесь французской новой волны и авторского гонконгского кино… Но когда героиня фильма просто идет по узкой улице в сумерках — хочется, чтобы она делала это как можно дольше, чтобы у тебя, зрителя, была возможность просто наблюдать за ней. Магия.
Американский критик Стивен Шнайдер назвал это так: «Пока просто хорошие режиссеры играются со своим сценарием — Вонг позволяет себе играться с самим фильмом — содержанием, картинкой, скоростью».
А актриса Чжан Цзыи рассказывала в одном из интервью: «…когда я начала сниматься у Вонг Карвая, у него даже сценария толком не было. Я не знала, о чём фильм, знала только, какая у меня будет роль, и узнавала обо всем постепенно: сегодня то, завтра это. Он давал нам пару листов, написанных от руки, и говорил: ну вот, это тебе на сегодня. И там же, на площадке, я их и читала. Нам не нужно было готовиться. Каждый день такой съемки дышал свежестью».
Если рассматривать фильм отдельно, сам по себе — он вряд ли тянет на шедевр, но в контексте всего творчества режиссера — я в восторге.
Не все, кстати, разделяют мое мнение — авторитетный на русском поле кинематографии журнал «Film. Ru» устами (буквами) критика Екатерины Тархановой высказался в свое время об этой фильме неожиданно зло:
«В „2046“ Вонг Кар-Вай покончил с любовью, а заодно с иллюзиями на свой счет. С огромным количеством заморочек, звуковых, визуальных и фабульных, он снял очередную, тысяча первую или две тысячи сорок шестую историю жлоба, примитивного донельзя. Мастерство Карвая, конечно, не менее огромно, только тратится на драматический пафос там, где со времени чайльд-гарольдов, растиньяков, онегиных и печориных возможна только комедия.»
Фильм является вторым (центральным) фильмом в трилогии Карвая («Дикие дни» — «2046» — «Любовное настроение») и, наверное, есть смысл смотреть эти фильмы по порядку, хотя каждый из них — совершенно самостоятельное самодостаточное кино и связаны они (очень условно) лишь некоторыми героями. Но — если вы еще ничего не смотрели из этого режиссера — начните с «Чунгкингского экспресса», фильма, входящего во все списки «лучших фильмов всех времен и народов» и вам сразу станет ясно — готовы ли вы отправиться в путешествие по сказочному миру Вонга Карвая. Картину «2046» (как мне кажется) должен посмотреть уже подготовленный зритель, предполагающий, что его ожидает: в этом фильме режиссер позволяет себе глубокие флэшбэки (путешествия в прошлое/будущее и игры со временем, если угодно), в которых будет не очень легко разобраться.
А закончить позвольте цитатой из рецензии Алексея Васильева («Коммерсант»):
«… На самом деле <в фильме „2046“> Карвай рассказывает совершенно ясную романтическую историю. Про то, что любовь бывает лишь раз, все остальное — только попытки спеть на бис, затухающие по мере того, как у исполнителя садится голос, а публика хлопает все менее воодушевленно. Про то, как важно не отпустить такую любовь. И про то, что сделать это непросто, потому что, когда она есть, почему-то часто кажется, что точно такая же будет постоянно приходить и в будущем, только в новых нарядах, вавилонах и телах, как припев в песне — в новых аранжировках.»
Такие дела...
_________________