Найти в Дзене
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «2046» — эпилог прощания с Любовью

Продолжаем бродить и вспоминать хорошие фильмы вместе с нашей рубрикой «КИНОкоШКА».

Афиша фильма
Афиша фильма

«2046»
(ФИЛЬМ, 2004, РЕЖ. ВОНГ КАРВАЙ). IMDb 7.4
Гонконг, Китай, Франция, Италия, Германия

Чертов гений, конечно. Не много есть режиссеров, про которых я могу так сказать. Про этого — могу.

Вонг Карвай. Часто пишут Вонг Кар Вай (WONG KAR WAI) и даже Кар-Вай, но в русском языке, кажется, в устоявшуюся традицию входит писать Карвай.
Вонг Карвай. Часто пишут Вонг Кар Вай (WONG KAR WAI) и даже Кар-Вай, но в русском языке, кажется, в устоявшуюся традицию входит писать Карвай.

Посмотрел его фильм, который не видел до этого. Профессионал, творящий в каждой секунде экранного времени; демиург, добивающийся искомой мимики и жеста от актера; переплетающий непереплетаемое, позволяющий себе грубо нарушать все правила построения мизансцены и изобретающий новые законы. Волшебник, который сотворил из вполне обычной истории о бедном журналисте-писателе и его женщинах настоящую магию, от которой невозможно оторваться.

И после просмотра этого фильма — ты немного другой, чем был до этого.

А ведь, пожалуй, это не лучший его фильм. Он не такой отточено минималистичный как «Чунгкинский экспресс», не такой романтичный как «Любовное настроение», не такой чувственно-эротичный как «Мои черничные ночи». И ничего нового к своей стилистике, к своему авторскому почерку, Карвай здесь не добавил — это все та же песня, которую он сочиняет во всех своих работах с начала 90-х — удивительная (и неподражаемая) смесь французской новой волны и авторского гонконгского кино… Но когда героиня фильма просто идет по узкой улице в сумерках — хочется, чтобы она делала это как можно дольше, чтобы у тебя, зрителя, была возможность просто наблюдать за ней. Магия.

Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма
Кадры из фильма

Американский критик Стивен Шнайдер назвал это так: «Пока просто хорошие режиссеры играются со своим сценарием — Вонг позволяет себе играться с самим фильмом — содержанием, картинкой, скоростью».

А актриса Чжан Цзыи рассказывала в одном из интервью: «…когда я начала сниматься у Вонг Карвая, у него даже сценария толком не было. Я не знала, о чём фильм, знала только, какая у меня будет роль, и узнавала обо всем постепенно: сегодня то, завтра это. Он давал нам пару листов, написанных от руки, и говорил: ну вот, это тебе на сегодня. И там же, на площадке, я их и читала. Нам не нужно было готовиться. Каждый день такой съемки дышал свежестью».

Актриса Чжан Цзыи в фильме «2046»
Актриса Чжан Цзыи в фильме «2046»

Если рассматривать фильм отдельно, сам по себе — он вряд ли тянет на шедевр, но в контексте всего творчества режиссера — я в восторге.
Не все, кстати, разделяют мое мнение — авторитетный на русском поле кинематографии журнал «Film. Ru» устами (буквами) критика Екатерины Тархановой высказался в свое время об этой фильме неожиданно зло:

«В „2046“ Вонг Кар-Вай покончил с любовью, а заодно с иллюзиями на свой счет. С огромным количеством заморочек, звуковых, визуальных и фабульных, он снял очередную, тысяча первую или две тысячи сорок шестую историю жлоба, примитивного донельзя. Мастерство Карвая, конечно, не менее огромно, только тратится на драматический пафос там, где со времени чайльд-гарольдов, растиньяков, онегиных и печориных возможна только комедия.»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм является вторым (центральным) фильмом в трилогии Карвая («Дикие дни» — «2046» — «Любовное настроение») и, наверное, есть смысл смотреть эти фильмы по порядку, хотя каждый из них — совершенно самостоятельное самодостаточное кино и связаны они (очень условно) лишь некоторыми героями. Но — если вы еще ничего не смотрели из этого режиссера — начните с «Чунгкингского экспресса», фильма, входящего во все списки «лучших фильмов всех времен и народов» и вам сразу станет ясно — готовы ли вы отправиться в путешествие по сказочному миру Вонга Карвая. Картину «2046» (как мне кажется) должен посмотреть уже подготовленный зритель, предполагающий, что его ожидает: в этом фильме режиссер позволяет себе глубокие флэшбэки (путешествия в прошлое/будущее и игры со временем, если угодно), в которых будет не очень легко разобраться.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

А закончить позвольте цитатой из рецензии Алексея Васильева («Коммерсант»):

«… На самом деле <в фильме „2046“> Карвай рассказывает совершенно ясную романтическую историю. Про то, что любовь бывает лишь раз, все остальное — только попытки спеть на бис, затухающие по мере того, как у исполнителя садится голос, а публика хлопает все менее воодушевленно. Про то, как важно не отпустить такую любовь. И про то, что сделать это непросто, потому что, когда она есть, почему-то часто кажется, что точно такая же будет постоянно приходить и в будущем, только в новых нарядах, вавилонах и телах, как припев в песне — в новых аранжировках.»

Такие дела...

_________________

Еще?