Найти в Дзене
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Я всегда хотел быть гангстером» — романтическая криминальная комедия, чистая как слеза

Постер русского варианта фильма
Постер русского варианта фильма

«Я ВСЕГДА ХОТЕЛ БЫТЬ ГАНГСТЕРОМ»
(J’AI TOUJOURS RÊVÉ D’ÊTRE UN GANGSTER, 2007, РЕЖ. САМЮЭЛЬ БЕНШЕТРИ).
Франция. IMDb 7.1 / Я: 7.5

Как же хорошо, что есть ТАКИЕ фильмы. И как приятно на них случайно наткнуться и посмотреть. Это как… Как идешь по барам и выпиваешь в одном какой-нибудь «ягуар», богатый возбудителем адреналина, в другом — какую-нибудь «Пепси» с львиной дозой кофеина, в третьем, уже осоловев от бурды в желудке, какую-нибудь кока-колу черт знает с чем, приторным и сладким… А потом видишь колодец с чистой и ясной водой — честной, холодной и без всяких лукавых ароматизаторов. Посредине асфальтированной дороги кинематографического шоубиза вдруг встречаешь колодец с родниковой водой. Фильм, сделанный вопреки всем законам нынешнего времени.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Четыре новеллы в черно-белом цвете, условно объединенные местом действия — придорожным кафетерием во французской глубинке.

Мелкий грабитель (Баэр) заруливает в пустую придорожную забегаловку, ­чтобы унести кассу, но вместо этого ­ввязывается в разговор с официанткой (Муглали).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем временем два душевных толстячка похищают с целью выкупа девочку-эмо, которая ежеминутно пытается покончить с собой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем временем два ­шестидесятилетних рокера, Ален Башунг (Башунг) и Арно (Арно), встретившись у писсуаров, пытаются осторожно выяс­нить, кто из них больше преуспел в творчестве.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тем временем пятеро олдс­кульных гангстеров из сентиментальных соображений едут на свою хазу тридцатилетней давности и обнаруживают на ее месте придорожную забегаловку.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

При минимуме антуража все держится на диалогах и игре актеров — а игра там замечательная, режиссер подобрал весь цвет французского кинематографа на пенсии и парочку молодых прекрасных актеров. Девушка — вообще завораживающая…

 актриса Анна Муглалис в фильме
актриса Анна Муглалис в фильме

Никуда, конечно, не деться от сравнения с джармушевскими «Кофе и сигаретами», но сравнение это условное, оно допустимо лишь на первый взгляд. Как и игры с реальным временем событий при монтаже, напоминающие «Криминальное чтиво». Фильм использует эти аллюзии лишь для того, чтобы оттолкнувшись от них, пуститься в собственное плавание.

По жанру это криминально-лирическая комедия, тот жанр, в котором французы — настоящие мастера. Впрочем, этот фильм Самюэля Беншетри стоит особняком. Как и сам режиссер.

Актер, сценарист, режиссер, продюсер, музыкант, композитор Самюэль Беншетри родился (1973) на юге франции в бедной еврейско-цыганской семье. В 15 лет бросил школу и ушел зарабатывать себе на хлеб во взрослую жизнь. Работал билетером, фотографом, курьером, потом начал писать пьесы.

Самюэль Беншетри в юности
Самюэль Беншетри в юности

В 19 лет уже стал ставить собственные пьесы в театрах, где играли звезды первой величины, в том числе и Мари Трентиньян, дочь известного актера (Жан-Луи Трентиньяна) и известного режиссера (Надин Трентиньян). Она была сильно старше Самюэля, но они поженились и, хотя их брак просуществовал недолго, Мари ввела молодого творца в кинематографический мир.

Дальше парень уже пошел сам (сейчас, кстати, он женат на Ванессе Паради, которая нашли с ним, по ее признанию, после Джонни Дэппа, свое настоящее женское счастье).

Ванесса Паради и Самюэль Беншетри
Ванесса Паради и Самюэль Беншетри

Вернемся к фильму. Немного критики (Иван Куликов, фильм. Ру):

«Режиссер Самюэль Беншетри ввязался в предприятие, затевать которое отваживаются уже немногие: он собирает еще один стильный, культовый, черно-белый паззл про воришек-лузеров, когда все большие и маленькие культовые паззлы про воришек-лузеров давно собраны, рассыпаны, собраны еще раз, выучены наизусть и заброшены на антресоль.»
***
«все полтора часа фильм безумно что-то напоминает, но каждое очередное дежа-вю режиссер ловко выворачивает наизнанку, создавая ощущение, что в каноне опусов на ту же тему от Джармуша, Каурисмяки, Коэнов и Тарантино мы что-то в 90-х пропустили и это что-то нам сейчас показывают.»
Кадр из фильма
Кадр из фильма

Да, этот фильм нельзя назвать шедевром. Даже очень хорошим я бы его не назвал. Но он получился милым. Очень милым. И я рад, что его посмотрел. Это как в жаркий полдень напиться чистой воды из колодца.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Еще?

КИНОкоШКА: «Ровно в полдень» — время мужественных мужчин и женственных женщин
Скифская площадь1 октября 2023
КИНОкоШКА: Неуловимое и практически необъяснимое очарование
Скифская площадь7 июля 2023