Найти тему

Почему дети с аутизмом кричат, кусаются и дерутся?

Оглавление

Мы не раз слышали от коллег и родителей, воспитывающих детей с аутизмом, что их ребенок был бы просто идеальным, если бы не поведение. Действительно, чуткие, добрые, ласковые ребята в одночасье превращаются в разгневанных чертят, удивляя, смущая и пугая окружающих. 💁🏻‍♀ И если такое случается часто, то жизнь семьи по мере взросления ребенка все быстрее катится в сторону вынужденной социальной изоляции. Понятно, что пользы от этого нет никому, одни только расстройства и печали.

Можно ли что-то сделать с неприемлемым поведением или это неотъемлемая часть расстройства, и с ним надо смириться, как с самим аутизмом?

С проблемным поведением можно и нужно работать. И чем раньше начать это делать, тем масштабнее будут эффекты. ☝🏻 Неприемлемое поведение помимо неприятных последствий еще и сильно ограничивает ребенка в развитии и освоении новых навыков. Не откладывайте и не ждите, когда сформируются и укоренятся вредные поведенческие привычки, меняйте их как можно быстрее, сразу после обнаружения.

Как понять причину неприемлемого поведения?

Любое поведение имеет какую-то функцию. Если ребенок кричит, кидается на пол, швыряет предметы, кусается и дерется, то очень маловероятно, что он делает это потому, что ему нравится сам процесс. Скорее всего, это выученное поведение, благодаря которому он решает какие-то свои проблемы.

Первое, что необходимо определить, — это какова функция поведения, с какой целью ребенок ведет себя именно так? Всего выделяют четыре функции поведения:

1. Сенсорная — поведение решает сенсорные проблемы ребенка.

2. Избегание требований — при помощи поведения ребенок избегает неприятных для себя последствий.

3. Доступ к желаемому — ребенок вовлекается в проблемное поведение для получения того, что он хочет.

4. Привлечение внимания — согласитесь, нет более эффективного способа обратить на себя внимание взрослых, чем начать вести себя неприемлемо.

Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, с ходу определить цели поведения довольно сложно. Справиться с этой задачей поможет систематический сбор информации 📋 обо всех случаях неприемлемого поведения.

Чтобы определить функцию проблемного поведения, задайте себе три вопроса и запишите ответы в таблицу АВС:

А. Что произошло до того, как ребенок стал себя так вести? Ответ на этот вопрос помогает определить предшествующий стимул — возможную причину поведения.

В. Что именно мне не нравится в поведении ребенка? Отвечая на этот вопрос, вы фокусируетесь на самом поведении, выделяете конкретные действия, которые требуют изменения.

С. Что произошло сразу после появления поведения? Этот вопрос помогает определить последствия, которые подкрепляют неприемлемое поведение и приводят к его повторению.

Определение целей неприемлемого поведения — очень важный этап реабилитации ребенка с аутизмом. Систематическое ведение дневника наблюдений может быть и вашим подспорьем в процессе воспитания и неоценимой информацией для специалиста, который реализует план вмешательства.

Приглашаем на онлайн-практикум «Гид по работе с проблематичным поведением», на котором вы вместе с преподавателем разберете, как заметить предпосылки к нежелательному поведению, быстро отреагировать и сформировать альтернативное, а главное, безопасное поведение ребенка. Вы поймете, почему оно возникает, как его предупредить и уменьшить. А также мы подробно разберем ваши кейсы и сложности.

Подробнее об обучении на сайте
https://site.moaplaneta.ru/behavior