Найти тему

Еда как лекарство

Введение

Человек съедает почти тонну еды в год. По 2.5 киллограмма в день. Чем он руководствуется в выборе?

Это очень интересная задача на внимание. Сегодня в 7 утра покупал воду, передо мной на кассе лежали 4 лепешки, палка докторской и пачка сметаны. Интересно, что можно было бы вылечить таким набором? Грусть?

Я, как ученый, активно слежу за процессами в странах, уже давно ярко поднимающих вопрос "Как сделать еду нашим лекарством?". В этих странах наблюдается парадокс: ресурсы этих стран тратятся на изучение "персонализации питания", а существенная часть населения питается по карточкам. В США 41 миллион жителей страны получают "продуктовые карточки", при этом 10 процентов расходов по карточкам приходится на сладкие газированные напитки, корпорации производители годами лоббируют происходящее. Совершенно понятно, что исследуемая персонализация в таких странах не коснется трети, а может быть и 90 процентов населения, а научные расходы и умы лучших исследователей будут заняты вопросами здоровья для элитарных 10%. Здесь Еда это самый быстрый путь к рецепту на лекарство, а молится человек пред сном, что бы страховка покрыла расходы.

Как устроен человек в одной картинке. Чем больше доход (ВВП на Душу), тем больше общих калорий (левый рисунок) и пустых калорий (правый). Радует, что больше 3500 съесть видимо не возможно, но это на 1000-1200 больше чем необходимо.
Как устроен человек в одной картинке. Чем больше доход (ВВП на Душу), тем больше общих калорий (левый рисунок) и пустых калорий (правый). Радует, что больше 3500 съесть видимо не возможно, но это на 1000-1200 больше чем необходимо.

Это не то.

Сам выбор фокуса исследований здесь в России должен расти из совершенно другой этики. И это не социализм. Это трезвый расчет. Жить среди "здоровых людей" и "пенсионеров" активных физически и ментально - невероятно выгодно. Для всех.

Кто может изменить повестку на рынке? Кто сделает из еды лекарство? Измненения на рынке производителей продовольствия 2020-2022 годы.
Кто может изменить повестку на рынке? Кто сделает из еды лекарство? Измненения на рынке производителей продовольствия 2020-2022 годы.

Уникальная ситуация, когда рынок продуктов питания впервые за долгие годы возглавляет не Pepsico, а Российский производитель, может в первую очередь помочь нам создать свою суверенную науку о питании. Без лицемерия. Говорить и делать одно и то же. Pepsico к слову провалили свой план от 2016 года стать компанией здорового питания, продолжая большую часть своих доходов получать от продуктов с высоким содержанием жиров, соли и сахара, хотя и скупили за 10 лет множество независимых компаний здорового питания.

Что может быть по другому?

Если вы добрались до этой части статьи, значит вопрос для вас не праздный, и уже сейчас вы становитесь моим соратником. Я не знаю "КАК", но у меня есть опыт общения с десятками производителей, сотня исследований за плечами, и несколько гипотез, соединяющих науку, производство и потребителя,

Начну с конца.

Из чего же из чего же сделаны наши девчонки продукты?

Вам удобно? Пробовали вообще читать надписи на упаковке?
Вам удобно? Пробовали вообще читать надписи на упаковке?

Скажем честно, сегодняшние стандарты маркировки продуктов устарели. Мы гордимся, что можем одним нажатием записаться на бракосочетание или оплатить ЖКХ, но с продуктами мы безнадежно отстали.

Ниже пример обсуждаемого в самом престижно медицинском журнале NEW ENGLAND JOURNAL OF MEDICINE, проекта маркировки продуктов. Давайте говорит три самых основных ингредиента вынесем крупно на лицевую часть упаковки, это кстати при том, что таблица с содержанием в граммах и процентах от дневной нормы уже давно на обороте.

А так удобно? Калории, основные ингредиенты и их общее количество на лицевой стороне.
А так удобно? Калории, основные ингредиенты и их общее количество на лицевой стороне.

Я считаю, что начинать надо именно со стандартов маркировки, еда как лекарство начинается с прозрачности и понятности. У нас уже есть хорошая инициатива "Светофор", она добровольная, и часто в пределах одного бренда я вижу, что используют светофор для "здоровых" продуктов, а на "не очень здоровых" не печатают.

Пример маркировки светофор. Цвета говорят сами за себя - понятная кодировка.
Пример маркировки светофор. Цвета говорят сами за себя - понятная кодировка.

В частных беседах производители говорят, что пока такая кодировка не будет обязательной, они не станут использовать. Если они так и останутся единственными, кто нанесет желтый или упаси... красный, то они проиграют полку конкуренту.

Как устроены исследования в России и в мире

В России ежегодно проводятся десятки, если не сотни, исследований продуктов питания. Экстракты или ингредиенты, многокомпонентные составы или технологии получения - обычно речь идет о новинке на рынке питания или БАД, для которой хочется проверить и показать, что она воздействует на человека положительно.

Мой доход не зависит от руководителей бюджетных организаций в науке, я не стремлюсь получать гранты и не подписывал договоры о неразглашении. Не стану проявлять здесь излишнюю политкорректность, большая часть исследования проводится в маркетинговых целях.
Редко кому интересно как именно работает продукт, большая часть ищет как показать его максимально выгодно для покупателя, за счет исследований, что бы увеличивать продажи. Я более чем уверен в своих словах, за 15 лет в этой области я знаю всего один пример, когда производитель, получив результат исследований, задумался об изменении формулы, в остальных случаях мне предлагали сделать
"массаж данных", и еще в одном случае угрожали судом, если не докажу, что компонент работает.

Эту ситуация может изменить только прозрачный и целостных подход к исследованию питания. Сейчас это дорого. И непрофессионально. Вся индустрия исследований настроена на фарму - там хорошо платят, боюсь в том числе и за "массаж".

Можем ли мы построить централизованную электронную систему для исследования продуктов и ингредиентов? Сделать понятными и безопасными исследования для потребителя? Создать критерии: "Как должен реагировать человек на ЕДУ КАК ЛЕКАРСТВО"?

Хорошей точкой входа, например, являются проф. осмотры, в рамках которых мы получаем базовые данные о здоровье, в том числе уровень сахара, вес, холестерин. Могут ли корпорации в рамках заботы о сотрудниках пригласить тестировать изменения рационов? Зачастую для такого исследования есть и столовая и фельдшер на месте. Я уверен, что есть и другие лайф-хаки.

Рационы еще одно место преткновения это сам формат исследований. Чаще всего исследуется отдельный ингредиент. Полифенол, омега или пробиотик исследуются отдельно от рациона человека. А еда как лекарство работает только в контексте общего рациона. Мой любимый случай это рафинированные масла, которые у человека с редким стулом или СИБР начнут впитывать токсичные соединения и нести их в печень, а у человека на разнообразном растительном рационе станут транспортерами пользы. Исследуя такой ингредиент в среднестатистической выборке мы увидим ухудшение.

Как здесь быть? Только благодаря исследованию рационов, ведь мы кормим людей именно набором блюд, и эффект будут давать именно они. Мне как потребителю почти не интересно как работает один или другой компонент, я хочу решение вопроса здоровья, и если мне предложат рацион, то я с радостью выберу его.

Последние такие исследования проводились видимо сто лет назад Миахаилом Исааковичем Певзнером.

Столам Певзнера больше ста лет, не пора ли их обновить с учетом реалий?
Столам Певзнера больше ста лет, не пора ли их обновить с учетом реалий?

Маркетинг решает все

Как давно вы встречали рекламу свежего огурца? а броколли? Отвечу за вас - никогда. Моим аргументом станет исследование 2018 года проведенное центром профилактической медицины:

Среди рекламных роликов продуктов питания и напитков на первом месте по частоте — кисломолочная продукция (15%), на втором — шоколадные и кондитерские изделия (12,3%), на третьем — сладкие газированные напитки (10%). Реклама переработанных овощей и фруктов составляет лишь 0,3%, свежих — 0%. Реклама запрещенных к маркетингу для детей продуктов в соответствии с моделью профилей питательных веществ составила от 59,2% на канале Пятница до 63,9% на канале ТНТ. Каждый пятый рекламный ролик не удалось классифицировать из-за недостаточной информации о пищевой и энергетической ценности на этикетке продукта. В половине запрещенной к маркетингу рекламы присутствовали детские персонажи.

Единственным свежим продуктом в рекламе становится Апельсин 🍊, который благодаря маркетолагам из США стал символом здоровья с 1950х годов. Большая часть в нашем отношении к потреблению продуктов питания определяется маркетингом.

Герой кроссвордов сделан из сахара - 64гр углеводов на 100 грамм
Герой кроссвордов сделан из сахара - 64гр углеводов на 100 грамм

Веселый парень на скейте под стильную музыку пьет газировку? Цветная упаковка с надписью про "заряд для мозгов" помните? А знаете какой ингредиент в составе на первом месте? Сахар!

Я уверен, что маркетинг это не про запреты. Маркетинг это про сообщество лидеров мнений для разных возрастных категорий, которые вместе придумают как донести пользу живой и цельной еды.

Сможем мы такое собрать? Или мои гипотезы уже пахнут несбыточными фантазиями?

Эпилог

Я рад, что мы добрались до конца статьи. Просто повторю.

Три вещи способны создать изменения и развить индустрию "Еды как лекарства" - Маркировка, Исследования и Маркетинг.

Не потому, что они самые важные - просто все остальное мы уже очень хорошо умеем - и выращивать и производить, а вот здесь мы могли бы совершить прорыв.

ЗдорОво и вкусно - это про нас
ЗдорОво и вкусно - это про нас

Еда
6,23 млн интересуются