Нет, я не собираюсь спорить с Эйнштейном, не надейтесь.
Пока, во всяком случае, не собираюсь.
И что-либо опровергать - тоже.
Просто, как и сказано в заголовке, хочу представить своё видение, без формул и непонятных слов.
Большой Взрыв, который и не взрыв вовсе
Начну, пожалуй, с элементарной частицы, условного электрона или фотона.
Обнаружить частицу, понять, что она вообще существует, можно лишь тогда, когда эта частица взаимодействует с другой частицей. Между взаимодействиями, частица не существует, находясь одновременно везде - стоп, не везде. Область, в которой эту частицу можно обнаружить, описывается волновой функцией, которую (область, а не функцию) можно даже визуализировать, представив в виде сферы. Место - если тут вообще можно применить такое понятие, как место - появления (излучения) частицы - центр этой сферы, радиус же увеличивается с ходом времени.
Только надо понимать, что до взаимодействия, а следовательно - обнаружения частицы, этот центр не определён, точно так же, как и местоположение самой частицы.
Такой вот парадокс, если предположить, что частица существует и не иметь других вводных - автоматически область определения этой частицы распространяется на всю Вселенную.
Но, к счастью, другие вводные есть всегда.
Зная, где находится Солнце, нельзя сказать, куда полетит и где будет поглощен отдельно взятый фотон.
Но, зная, что этот фотон поглощен на Земле - его областью определения являлась сфера с радиусом, равным расстоянию от Земли до Солнца - являлась до поглощения. Он ведь мог лететь в другую сторону, или "не попасть" в Землю - область определения таком случае продолжила бы расти.
Но после поглощения, или другого взаимодействия, местоположение частицы уже известно, стало быть, её область определения сжимается в точку, ту самую, где взаимодействие произошло. Волновая функция схлопывается, как говорят физики.
Предлагаю ввести новый термин и говорить, что в момент излучения частицы её волновая функция “выхлопывается”. 🤗
Вот нечто подобное и произошло примерно 14 млрд лет назад, когда из мрака и пыли неизвестно чего, по неизвестной причине (и неизвестно, была ли причина) появилась Вселенная.
Большой Взрыв не был взрывом, в общепринятом понимании.
Ничего не взрывалось и никуда не разлеталось - лететь было просто некуда, да и незачем, ведь Вселенная появилась сразу вся, целиком, со всей своей массой и энергией. И с веществом - сомнительно и непредставимо, что вещество это было барионным, состоящим из протонов и нейтронов. Составные частицы не могли существовать в той Вселенной, для них ещё не было места.
Кстати, о месте.
Место определялось временем, которое уже шло. Соответственно, шли и процессы. Уже тогда Вселенная была бесконечна, мировые линии кварков и лептонов упирались в космологический горизонт событий, так же, как сейчас в него упираются мировые линии гамма-квантов. Правда, бесконечность Вселенной определялась планковской длиной, величиной чрезвычайно малой, и столь же малым планковским объёмом. Как можно быть бесконечной, в таком случае? Ну…
Фотону, который зарождается в ядре Солнца, требуется примерно 200 млн лет только на то, чтобы добраться до конвективной зоны, столь велико давление в солнечном ядре. В ранней Вселенной, Вселенной планковской эпохи и планковских величин, давление тоже было планковским, и условному лептону, чтобы упереться в космологический горизонт в буквальном смысле, требовалось бесконечное время.
Как и сейчас, собственно.
Вдобавок, Вселенная расширялась - так же, как и сейчас. Расширение не касалось того, что позже стало барионной материей, расширялось само пространство - и, наконец, для барионов в нём стало хватать места.
Так вот, о взрывах - очевидно, что 14 млрд лет назад волновая функция Вселенной “выхлопнулась”.
В связи с чем, торжественно объявляю, что отныне “Теорию Большого Взрыва” я буду называть “Теория Большого Выхлопа”.
Сокращённо - ТБВ. 🤭😁
Расширение пространства по ОТО
Расширение пространства трудно представить и невозможно визуализировать - в частности потому, что пока ещё нет точного определения самого пространства.
Ранее определяемое как “пустота”, “физический вакуум” и другими невнятными терминами, пространство постоянно стремились чем-нибудь заполнить.
Эфиром, электромагнитным полем, полем гравитации - сейчас стало модно говорить о виртуальных частицах и поле Хиггса.
Однако Альберт Эйнштейн поступил проще.
Он просто смешал время и пространство воедино - ранее, во времена Галилея и Ньютона, время было отдельной… Хм, назову это сущностью.
У Эйнштейна время и пространство неотделимы друг от друга, изменение пространства сопровождается изменениям времени (в гравитационной яме массивных тел время замедляется) - и наоборот. Время жизни фотона, летящего со скоростью света, равно нулю, соответственно, он преодолевает нулевое расстояние, со своей точки зрения. Если, конечно, у фотона может быть точка зрения.
Так вот.
До Большого Выхлопа не было ни времени, ни пространства.
БАБАХ - и время пошло!!!
Но, раз пространственно-временной континуум един, и, раз времени становится больше - должно становиться больше и пространства.
По-другому ведь никак.
Ну, разве что они дадут иное объяснение - когда до нас доберутся.
Алёна ©