Если вы купили просроченный товар, то, конечно, хочется понять, как действовать в этой ситуации. Можно ли вернуть продукт в магазин или лучше просто выбросить его?
По закону, в некоторых случаях, допускается возврат продовольственных товаров. Но как быть, если вы уже употребили продукт или он испортился до того, как вы смогли вернуть его в магазин?
Давайте разберемся, как поступить в такой ситуации и защитить свои права как потребителя.
Закон о возврате продуктов питания
Статья 492 Гражданского кодекса устанавливает, к какому типу продукции относятся продовольственные товары. Это те товары, которые можно употребить в пищу, то есть съесть или выпить. Возврат продовольственных товаров регулируется Федеральным законом "О защите прав потребителей". Правила возврата гласят, что вернуть в магазин можно только продукт ненадлежащего качества. То есть, после приобретения товара, его можно вернуть только в том случае, если он не соответствует установленным нормам и стандартам.
Права потребителя
Уважаемый покупатель, если вы приобрели товар, который оказался некачественным или испорченным, вы имеете право вернуть его продавцу и потребовать:
возврата потраченных денежных средств;
обмена товара на аналогичный надлежащего качества или другой продукт похожей марки (в этом случае может быть произведен перерасчет стоимости).
Согласно статье 492 Гражданского кодекса РФ, продавец не вправе отказать вам в данной ситуации, иначе он нарушит правила розничной торговли.
Имеет ли право покупатель вернуть продукты в магазин
Ответ на данный вопрос, главным образом, зависит от уровня качества продукта. В ФЗ "О защите прав потребителей" предусмотрены различные подходы к решению этой проблемы.
- Можно ли, если они обладают надлежащими качественными характеристиками
В соответствии с частью 1 статьи 25 вышеупомянутого нормативного акта, потребители имеют право вернуть продавцу непродовольственный товар надлежащего качества, который не подошел по каким-либо отдельным параметрам (таким как размер, модель, цвет и т.д.).
Исходя из этой нормы, можно сделать вывод, что вернуть качественные продовольственные товары не получится. Например, если гражданин купил в магазине молоко с хорошим сроком годности, но придя домой решил, что ему нужен кефир, то в этом случае он не имеет права требовать от продавца обмена товара.
Важно отметить, что в случае покупки продукта питания надлежащего качества, при желании все же можно попытаться его обменять. Некоторые продавцы в такой ситуации готовы пойти навстречу покупателю, однако требовать этого от них невозможно.
- Можно ли, если они имеют ненадлежащие качественные характеристики
Для некачественных товаров, в том числе пищевых продуктов, действуют особые правила. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О защите прав потребителей", в случае обнаружения недостатков в продукте (продовольственном или непродовольственном), покупатель имеет право:
- обменять товар на аналогичный, но качественный;
- потребовать уменьшения первоначальной стоимости товара;
- вернуть деньги, уплаченные за товар;
- потребовать от продавца устранения выявленных недостатков (обычно это касается непродовольственных товаров).
Таким образом, при обнаружении некачественных продуктов питания, потребитель имеет право вернуть их обратно в магазин. К наиболее распространенным признакам некачественных продуктов можно отнести:
- истекший срок годности;
- неприятный запах или подозрительный цвет;
- несоответствие внутреннего содержимого упаковки тому продукту, который был куплен;
- наличие посторонних предметов, насекомых и т.д.
Важно отметить, что покупатель может не только вернуть продукт питания, но и потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью в результате употребления этого продукта.
Список продовольственных товаров, не подлежащих возврату и обмену
Сразу стоит оговориться, что, вопреки распространенному мнению, списка продуктов, которые можно вернуть в магазин, не существует. Вы не можете вернуть йогурт или творог, если он вам просто не понравился, не подошел по консистенции или вы передумали его покупать после того, как оплатили.
Как вернуть продукты питания в магазин
Основанием для возврата испорченного товара является чек, подтверждающий факт покупки. Однако, по закону, отсутствие платежного документа не является причиной для отказа в возмещении ущерба потребителю.
Если гражданин потерял или просто не сохранил чек, он может сослаться на показания свидетелей (которые рекомендуется оформить в письменном виде с указанием персональных данных и контактных номеров).
Чтобы вернуть некачественный продукт, следуйте следующему алгоритму действий:
1. Оформите письменную претензию в двух экземплярах (один оставьте себе, второй – в магазине), описав все обстоятельства покупки и предъявив законное требование о возмещении ущерба.
2. Приложите к документу чек, подтверждающий факт покупки, или свидетельские показания.
3. Передайте перечисленные бумаги продавцу или руководителю магазина.
4. Дождитесь письменного ответа на вашу претензию.
Если продавец отказывается принимать товар обратно и возмещать ущерб, напишите аналогичную претензию в Роспотребнадзор, Санэпидемстанцию или другие инстанции, регулирующие деятельность продовольственных магазинов. В крайнем случае, обратитесь с соответствующим исковым заявлением в суд.
Сроки возврата в магазин продуктов питания по закону
Вы имеете право обратиться к продавцу с письменной претензией о необходимости возврата испорченной продукции в установленные российским законодательством сроки, то есть до момента окончания срока годности товара.
Ситуация с приобретением продукта с истекшим сроком годности немного сложнее. В этом случае важно обратиться в магазин как можно раньше. Просьба о замене продукции должна быть рассмотрена руководством:
- в течение недели с момента получения претензии;
- до окончания календарного месяца, если продавец не имеет в наличии продукта, на который необходимо заменить испорченный товар.
ВАЖНО
Руководство магазина обязано направить потребителю письменный ответ на оставленную претензию и выплатить сумму, равную стоимости некачественного продукта, в течение 7-10 дней.
Оформление претензии
**С целью оформления возврата продукции, необходимо составить претензию продавцу. В ней следует подробно описать все обстоятельства дела, обнаруженные дефекты и четко сформулировать свои требования.**
Претензию можно составить как от руки, так и набрать на компьютере. Важно иметь при себе два экземпляра документа или оригинал и его копию. Последний остается у покупателя, который желает вернуть продукты питания, с отметкой от продавца о получении оригинала.
Заявитель также должен указать перечень документов, которые он прилагает к претензии. Продавцу некачественного товара на рассмотрение документа отводится максимум месяц. Если он не согласен с написанным, то может за свой счет организовать проведение экспертизы товара. Эта процедура поможет установить, от чего пострадал товар: от неосторожных действий потребителя или он уже был испорчен на момент покупки.
Стоит помнить, что претензию можно подать только до окончания срока использования продукта. Если, конечно, речь не идет о просроченном товаре.
**ВАЖНО**
Если продавец не намерен выполнять требования, указанные в претензии, то можно обратиться в соответствующую организацию по защите прав потребителей или подать заявление в суд для разрешения ситуации.
- Документы, прилагаемые к претензии
Вместе с претензией, при обращении в магазин, необходимо предоставить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение и т.п.);
- чек или квитанцию об оплате товара или услуги;
- свидетельские показания (если нет вышеуказанных документов финансового характера).
- Передача претензии и чека
Наиболее распространенным способом подачи претензии в магазин является личный визит. Перед этим рекомендуется подготовить все документы, которые прилагаются к заявлению, а также сам товар.
Если продавец отказывается принять претензию, ее можно направить следующими способами:
- Заказным письмом, в которое желательно вложить четкие фотографии, подтверждающие низкое качество продукта питания.
- Вручить при свидетелях или через нотариуса.
- Оставить запись в книге жалоб, которая должна быть в любой торговой точке. Желательно сделать ее фото.
При направлении письменной претензии важно получить документальные доказательства ее вручения адресату. Они могут понадобиться в случае судебного разбирательства.
- Образец претензии
Написать претензию можно в произвольной форме. Главное, чтобы в ней была указана вся необходимая информация. Ознакомьтесь, как выглядит образец такого документа.
- Ожидание письменного ответа
В законе не указан точный срок, в течение которого продавец должен ответить на претензию покупателя письменно. Однако, существуют определенные сроки, в которые магазин должен удовлетворить требования потребителя, связанные с продуктом ненадлежащего качества (статьи 20 – 22 ФЗ "О защите прав потребителей"). Кроме того, если проводится независимая экспертиза, она также должна быть выполнена в установленные сроки.
Если продавец не выполнит требования покупателя в установленный законом период времени, ему придется выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости некачественного товара (часть 1 статьи 23 ФЗ "О защите прав потребителей").
Куда обращаться и как наказать продавца
Если вы столкнулись с ситуацией, когда продавец не хочет признавать факт покупки просроченной продукции в его магазине, вам следует предпринять следующие действия:
1. Написать негативное обращение в Книгу жалоб, указав свою контактную информацию. Согласно Постановлению Правительства №55 от 19.01.1998 года, продавец обязан иметь Книгу жалоб и предоставлять ее по первому требованию. Сделайте фотографии с телефона записи в книге и ее обложки на фоне кассы магазина.
2. Обратиться в государственный орган Роспотребнадзор и предоставить все собранные сведения о продавце, некачественной продукции и отсутствии книги жалоб или ее непредоставлении по вашему требованию.
3. Дополнительно потребитель может оставить свое заявление на официальном интернет-сайте главного государственного органа по защите потребителей страны. Адрес сайта: www.rospotrebnadzor.ru/virtual/feedback.
Согласно действующему законодательству, каждый гражданин РФ имеет право на покупку безопасных для своего здоровья товаров. Некачественная продукция не должна реализовываться, так как она представляет угрозу здоровью не только покупателю, но и его близким. Стоит отметить, что реализация непригодных товаров грозит продавцу административной ответственностью. В некоторых случаях возможна даже уголовная ответственность за подобные действия. Если вам не удалось вовремя распознать просроченную продукцию и здоровью был нанесен вред, сохраните документы, подтверждающие это, например, чеки из аптеки или справку из медицинского учреждения.
Последствия для предпринимателей
Если проверяющие обнаружат просроченные товары на полке магазина, то самое меньшее, что может произойти, это наложение штрафных санкций на владельца торговой сети. Однако, все может закончиться и намного серьезнее.
Если просроченные продукты привели к сильному отравлению и возникла угроза человеческой жизни, то действия предпринимателя могут подпадать под статью Уголовного кодекса. Это также необходимо учитывать.
- Административная ответственность
Просроченные продукты на прилавках – это повод применить к продавцу нормы статьи 14.4 КоАП РФ:
- Физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 1 до 2 тысяч рублей.
- Должностные лица подлежат штрафу в размере от 3 до 10 тысяч рублей.
- Индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
- Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 30 тысяч рублей.
Если будет зафиксирован повторный случай нарушения законодательства в отношении свежести продуктов, то суммы штрафов будут увеличены:
- До 2-5 тысяч рублей для физических лиц.
- До 7-15 тысяч рублей для должностных лиц.
- До 15-30 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.
- До 30-50 тысяч рублей для юридических лиц.
Дополнительно к должностным лицам может быть применена дисквалификационная мера на срок до 1 года. У предпринимателей в виде юридических и физических лиц штраф будет сопровождаться конфискацией просроченной продукции.
При нарушении правил хранения, продажи или перевозки товаров, которые могли стать причиной порчи продукта, к изготовителям и продавцам могут применяться положения статьи 14.43 КоАП:
- Граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1 до 2 тысяч рублей.
- Должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
- Индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 20 до 30 тысяч рублей.
- Штраф для организаций предусмотрен в повышенном размере и находится в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей.
Увеличение сумм штрафов и конфискация активов, не соответствующих стандартам качества, предусмотрено законодателем для случаев, когда продажа испорченных продуктов стала причиной проблем со здоровьем у покупателей или спровоцировала угрозу экологической безопасности. Повторение зафиксированных ранее нарушений станет поводом для применения максимальных размеров штрафов и приостановки предпринимательской деятельности.
- Уголовная ответственность
Уголовное право предусматривает различные формы наказаний для лиц, уличенных в продаже просроченной продукции. Нормы, регулирующие уголовную ответственность, содержатся в статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для первого зарегистрированного случая такого правонарушения могут быть применены следующие виды наказаний:
- штраф в размере до 300 тысяч рублей;
- назначение штрафа, равного зарплате виновного лица за несколько месяцев (максимально до 2 лет удержания доходов);
- обязательные работы на срок до 360 часов;
- ограничение свободы виновного лица на срок до 2 лет, которое может быть заменено принудительными работами на аналогичный срок.
Более строгие меры ответственности могут быть применены в следующих случаях:
- если правонарушение было совершено группой лиц по предварительному сговору;
- если продукция предназначалась для детей до 6 лет;
- если использование товара с ненадлежащим качеством привело к тяжкому вреду здоровью или смерти потребителя.
В случае, если просрочка товара привела к смерти более одного человека, виновник может быть лишен свободы на срок до 10 лет или привлечен к принудительным работам на срок до 5 лет.
При несоблюдении этих мер магазину грозит серьезное административное взыскание:
В качестве штрафа, сумма которого может составлять от 1 000 до 30 000 рублей, или закрытия магазина на срок до 90 дней.
Если конфликтную ситуацию не удается разрешить мирным путем, потребителю необходимо обратиться в суд. Многие покупатели отказываются от этого из-за длительности судебного процесса. Важно учесть, что к основному списку исковых требований можно добавить не только возврат стоимости товара, но и выплату неустойки за отказ продавца добровольно исполнить законные требования потребителя. Кроме того, можно потребовать компенсацию за моральный ущерб.
В случае обращения в суд
Перед подачей иска в суд, истцу рекомендуется обратиться к надлежащему лицу (как правило, это продавец товара) с заявлением о возврате товара и уплаченных за него денежных средств, а также о замене товара или с другими требованиями, связанными с выявленными недостатками товара.
Если требования потребителя не будут удовлетворены в добровольном порядке, это может стать основанием для взыскания судом штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя. Размер штрафа может быть определен судом в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
В зависимости от цены иска, дела данной категории могут рассматриваться как мировым судьей, так и районным судом. Если цена иска не превышает 50 тыс. руб., иск подается мировому судье, а если цена иска выше этой суммы, исковое заявление подается в районный суд.
Иск о защите прав потребителей при покупке товара ненадлежащего качества можно предъявить по выбору истца в суд по месту нахождения организации-продавца (по месту жительства индивидуального предпринимателя – продавца), по месту жительства или пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора.
Потребителю, который приобрел товар ненадлежащего качества, при обращении к продавцу и в суд следует предоставить товарный, кассовый чек или другие документы, подтверждающие оплату товара. Для товаров, на которые установлены гарантийные сроки, нужно дополнительно представить технический паспорт или документ, заменяющий его.
Если у покупателя нет кассового, товарного чека или другого документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, продавец все равно не вправе отказать покупателю в удовлетворении его требований. В этом случае покупатель может ссылаться на свидетельские показания.
Если при приобретении дорогостоящих товаров, техники, одежды и т.д. произошел сбой кассового оборудования, потребителю следует запастись сведениями о свидетелях этой сделки и, по возможности, оформить дополнительные документы на бланках продавца с указанием даты совершения покупки.
Исковое заявление может быть подано в суд как на бумажном носителе, так и в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет.
Данная категория споров может рассматриваться судом в порядке упрощенного производства по правилам гл. 21.1 ГПК РФ. Рассмотрение спора в порядке упрощенного производства возможно, если цена иска не превышает 100 тыс. руб. и отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в упрощенном порядке.
Следует знать, что если продавец в добровольном порядке возвращает покупателю сумму, уплаченную за товар, это не лишает покупателя права обратиться в суд с другими исковыми требованиями о защите своих прав, связанными с приобретением товара ненадлежащего качества.
Например, если покупатель предъявил продавцу претензию о расторжении договора купли-продажи товара и возврате уплаченной за товар суммы, а продавец задержал возврат денег (ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1), покупатель может обратиться в суд с иском о взыскании с продавца неустойки за просрочку возврата денежных средств (п. 1 ст. 23 того же закона).
В этом случае, помимо требования о взыскании неустойки, покупатель может также заявить требования о компенсации морального вреда, возмещении убытков и взыскании штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2017 по делу №33-13224/2017).
Если продавец вернул часть уплаченных за товар средств, покупатель может обратиться в суд с требованием взыскать с продавца оставшуюся часть денежных средств, а также неустойку, компенсацию морального вреда и штраф (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2017 №33-26421/2017).
Покупателю товара ненадлежащего качества следует учитывать, что при возврате товара он вправе требовать возместить разницу между ценой товара в договоре и его ценой на момент добровольного удовлетворения требования или на момент вынесения решения судом, если требование не было удовлетворено добровольно (п. 4 ст. 24 закона «О защите прав потребителей»).
Если покупатель оплатил не только товар, но и его доставку, то в исковом заявлении можно указать требование взыскать с продавца стоимость доставки товара (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.08.2017 по делу №33-32243/2017). В практике есть прецеденты, когда суды удовлетворяли такие требования (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 26.09.2017 по делу №33-38504/2017, от 14.04.2017 по делу №33-13691/2017).
Суд откажет в удовлетворении иска покупателя, если покупатель не сможет доказать наличие недостатков в товаре (например, Определение Московского городского суда от 26.10.2016 №4г-11848/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу №33-15038/2017).
Важно учитывать, что если истец не предоставляет товар для проведения проверки качества или для экспертизы, назначенной судом, суд может отказать ему в удовлетворении требований, указав на отсутствие доказательств наличия недостатков в товаре (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу №33-12192).
Если ответчик не проводил независимую экспертизу товара, в том числе проданного без проверки качества (работоспособности), суд может учесть данное обстоятельство при удовлетворении требований истца (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2015 №33-13268).
Относительно ситуации с задержкой возврата денежных средств, уплаченных за товар, можно сказать, что в этом случае с продавца можно взыскать неустойку за просрочку исполнения требования покупателя о возврате денег (ст. 23 закона «О защите прав потребителей») или проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ). Однако суды обычно не допускают одновременного взыскания и неустойки, и процентов, так как это может привести к двойной ответственности и противоречит принципам гражданского законодательства (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2014 по делу №33-16470).
Дополнительные вопросы
- Надо ли сохранять упаковку
Законодательство не предусматривает обязанность покупателя сохранять упаковку до истечения сроков возврата товара. Упаковка является лишь доказательством того, что покупка была совершена в конкретном магазине. Отсутствие упаковки не является основанием для автоматического отказа в возмещении денежных средств или обмене товара на аналогичный.
- Могут ли навязать обмен вместо возврата
Единственный человек, который принимает решение о возврате товара – это покупатель. Именно он решает, хочет ли он обменять товар на аналогичный (этой же марки или другой модели) или вернуть денежные средства за покупку. Продавец только проверяет обоснованность заявления о возврате товара и помогает его осуществить.
- Почему могут отказать в возврате
Законодательством предусмотрены обоснованные отказы в возврате или обмене товара. Среди них можно выделить следующие:
- Товар входит в список продуктов, которые нельзя возвращать.
- Нарушение сроков возврата.
- Возврат вследствие поломки, которая произошла по вине самого покупателя.
- Нарушение товарного вида.
- Причина возврата продукта неправомерна, есть подозрение на махинации.
В любом случае, продавец обязан мотивировать свой отказ.
- 14 дней возврата — это включая день покупки
Истечение срока, в течение которого можно вернуть товар, начинается на следующий день после покупки. Это определено статьей 191 Гражданского кодекса РФ. Подтверждением времени и даты покупки является чек.
- Можно ли вернуть продовольственный товар без чека
Если вы интересуетесь, можно ли вернуть товар в магазин, то всем известно, что основным документом, подтверждающим покупку в данном месте, является чек. Однако, покупатели не всегда его сохраняют, или могут просто потерять. Важно отметить, что отсутствие чека не является веской причиной для немедленного отказа посетителю. Поэтому, вернуть испорченный товар без чека возможно.
Главное, когда вы приносите товар в магазин, доказать, что он был куплен именно здесь. Это можно сделать с помощью свидетелей. Их показания лучше оформить письменно, указав контактные данные, чтобы с этими лицами можно было связаться в дальнейшем.
- Если вы купили консервы для кошки с неисправностью в кредит
Если продавец готов вернуть средства за товар, приобретенный в кредит или займ, то действуют следующие правила:
Вам должны вернуть сумму, которая была погашена к этому моменту, с учетом платы за предоставление кредита, то есть проценты.
В случае потребительского кредита (займа), вам должны вернуть уплаченную сумму за товар и возместить проценты и другие платежи по договору займа.
- Что делать, если приобрел испорченный продукт, а обнаружил это только дома
Однако, даже если при покупке автозапчастей вы не получили чек, это не является достаточным основанием для отказа в возврате товара и возврате денег, особенно если товар возвращается из-за его низкого качества.
Если продавец все же отказывается компенсировать убытки или утверждает, что автозапчасти были приобретены в другом месте, вы можете использовать показания свидетеля, который может подтвердить совершенную сделку. Такая информация может служить альтернативой чеку.
Напишите заявление на возврат товара. К нему обязательно приложите либо копию чека (сам чек), который был выдан при покупке автозапчастей, либо паспортные данные человека, который был свидетелем сделки.
Отнесите товар продавцу и попытайтесь вернуть его. Если у вас есть товарный или кассовый чек, возврат товара не должен вызвать проблем. Отсутствие этого документа не является основанием для отказа.
Добросовестный продавец вернет деньги, если с момента покупки прошло не более 14 дней, даже если товар вам просто не понравился, не говоря уже о случаях, когда вещь бракованная.
Если продавец отказывается возвращать деньги за товар, обратитесь к администрации рынка. Попросите жалобную книгу и опишите там свою проблему, указав номер торговой точки и ФИО продавца. Оставьте свой адрес или телефон, чтобы администрация могла связаться с вами и сообщить о мерах, принятых в отношении продавца.
Напишите претензию, в которой укажите причину, по которой вы хотите вернуть товар, и отметьте, что продавец не пошел вам навстречу в этом вопросе.
Заключение
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда покупали некачественные продукты или те, срок годности которых уже прошёл. В таких случаях возникает вопрос о том, как вернуть продукты и получить за них свои деньги обратно.
Для этого необходимо подать претензию продавцу, в которой нужно указать свои требования. Важно отметить, что магазин не согласится принять обратно продукты надлежащего качества, за исключением некоторых исключительных случаев.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!