Одним из важных факторов эмоциональной устойчивости является Базовое Доверие к Миру.
Базовое доверие к миру формируется у ребёнка в раннем детстве (в первый год жизни) и играет важную роль в дальнейшем развитии и отношениях с окружающим миром.
Если у человека правильно сформировано базовое доверие к миру, то такому человеку намного проще будет что-то начинать и добиваться своих целей. Ему будет легче сменить школу или работу, он будет легче вступать в коммуникацию, заводить знакомства. Такой человек настроен доброжелателен к миру и знает, что у него все будет хорошо.
Первый посыльный этого ощущения –Мама.
И от того, какой посыл в жизни она ему будет показывать, от этого будет формироваться это базовое доверие. Улыбка мамы, общение, разговоры с ребенком начиная с первых дней жизни. Он с детства понимает, что ему здесь рады.
Ребенок делает первый шаг, падает, мама не делает испуганное лицо, а говорит слова поддержки, мотивирует его на дальнейшие шаги.
В районе трех лет возникает кризис «Я сам». Ребенок начинает говорить - Я Сам! пытается многое сделать самостоятельно, и если ему разрешают это делать, то у него появляется решительность, он понимает, что делать что-либо самому – это классно. Он знает, что его похвалят, и от этого возникает Ценность Себя.
Иногда родители мешают этому чувству и говорят: «Ой, ты очень долго, дай я сама» В этом случае у ребенка формируется чувство неполноценности.
Из-за этой мнимой ущербности уже во взрослом периоде человек начинает доказывать всем, что «я могу», либо снижается мотивация вообще что-то делать.
Если базовое доверие нарушено , это может проявляться в неумении человека принимать себя, свои эмоции. Внешний мир воспринимается как враждебный, такой человек постоянно ждет неприятностей, подвоха. Ему сложно что-то начинать, что-то менять. Он живет по принципу «Уж лучше синица в руках» .
Степень доверия к миру у детей наглядно можно увидеть в игровой комнате. Работая с маленькими детьми наблюдала такую картину – в сенсорной комнате бы сухой бассейн, и вот, заходя туда, дети разделялись на три категории:
1. Дети, которые залетали в игровую комнату и погружались с ходу в сухой бассейн с шариками, получая от этого удовольствие.
2. Те, кто сначала наблюдал за другими, и только потом, понимая, что ничего не угрожает потихоньку входили в бассейн.
3. А были такие дети, которые на протяжении длительного времени так и не вошли в бассейн, и даже родители не смогли замотивировать.
Вот такие первые поверхностные наблюдения подтверждались в ходе беседы с родителями и дальнейшего взаимодействия с детьми.
И таких же, но только «взрослых детей» наблюдаю часто и сейчас на семинарах, конференциях и т.п.
Кто-то очень легко откликается на все новое, готовы пробовать, участвовать, они не ждут подвоха.
Некоторые смотрят сначала на других, на коллег и только потом вступают в процесс.
А есть те, которые так за все мероприятие находятся в пассивном наблюдении, в напряжении. Такие люди ждут все время подвоха, им трудно довериться, расслабиться, они бояться показаться нелепыми, или смешными.
Представление о мире как о надежном и безопасном месте или, наоборот, как о пространстве опасностей и обмана — основа того, как человек будет воспринимать себя и окружающих и как будет взаимодействовать с миром.
Автор: Ракевич Елена Петровна
Психолог, Детский нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru