Час искусства «Мир моего младенчества»
Что такое «Час искусства»? Это психологическая работа по самопознанию и самоуглублению через воплощение внутренних ценностей и эмоций в художественные образы. В психологии часто этот вид работы называют «арт-терапией», или в более узком смысле – «проективный рисунок». Ребятам предлагается воплотить какой-то свой мир ценностей или психологический опыт, иногда полученный только что, в художественные образы.
В том числе и для этих целей на скамеечке перед розеткой стоит музыкальный центр. Включаю специально заготовленный для этих целей диск с классической музыкой, ребята разбирают свои альбомы с карандашами и фломастерами. Продолжая тему сегодняшнего дня, даю тему рисунка – «Мир моего младенчества».
Ребята развернули стулья к стоящим сзади партам и погрузились в процесс.
Уф, наконец можно отдохнуть и расслабиться, послушав спокойную классику. Правда, я обычно не пропускаю возможности тоже поучаствовать в творческом процессе и подзарядиться через художественное творчество. Рисую портреты лагерников, обычно «старичков», тех, кто уже не попадет сюда на следующий год в «штатный» состав. Портреты, разумеется, не ахти какие выходят, но иногда сходства удается добиться. В последний итоговый день смены я вручаю их уходящим старичкам, а на обратной стороне все остальные пишут им пожелания или просто расписываются.
А времени уже без пятнадцати час. Кирилл и Люда ушли накрывать, пора переходить к «последейственному» этапу. За многие годы лагерей у нас тут выработался следующий алгоритм.
Ребята складывают альбомы на стол в центре, а затем разбирают их обратно в случайном порядке. Получив чей-то рисунок, каждый должен попытаться понять, чей это может быть рисунок. Это непросто – проникнуть в мир художественных образов другого человека и по ним отгадать его. Если такое «понимание» приходит, то на обратной стороне рисунка пишется имя предполагаемого автора. Далее по свистку ведущего (я прошу им стать кого-то из ребят, так как ДК и ПДК заняты в столовой) все передают в одну сторону «постигнутый» рисунок и получают новый. И процедура повторяется до тех пор, пока к тебе не вернется первоначальный рисунок. Затем альбомы разбираются уже их владельцами, авторами своих рисунков. Они делают подсчет – сколько человек их угадали и записывают цифру. Далее ведущий проводит процедуру выяснения самого «понятного» и самого «непостижимого» автора:
- Поднимите руки те, кого не угадал никто…
Если таковые находятся, то это и есть самые «непостижимые».
- Поднимите руки, кого угадал один человек…, двое…, трое…, четверо…, пятеро….
И так далее пока не определится самый «понятный». Кстати, по ходу идет повторное знакомство со всеми рисунками. Ребята, подпадающие под ту или иную цифру, поднимают свои рисунки для обзора. Самых «понятных» и «непостижимых» обычно награждаем звездами. В последнее время еще одна традиция стала складываться, когда мы ведущие-лоцманы, взрослые педагоги выбираем наиболее понравившиеся нам рисунки и тоже их награждаем звездами.
Но вернемся к первому часу искусства. Ребята явно увлеклись и не хотят сдавать альбомы, даже под моим нажимом. Наконец добиваюсь этого. Процесс кругового «опознавания» также вызывает немалый интерес. Но вот все альбомы в руках их обладателей. Начинается процесс «проявления». Каким же представляют мир младенца наши подопечные?
Достаточно много ожидаемых колясочек, колыбелек, игрушечек. Но есть и вполне неожиданные творческие ассоциации.
У Кирилла это хаос из цветных линий с торчащим сбоку то ли копьем, то ли колом…
У Тани – листок с крылатым эльфом, точнее «эльфиней», держащей почему-то синее сердце.
У Димы – свеча на фоне гор и убегающей вдаль реки.
Очень ярко и «погрузительно» по чувству у Маши – восходящее солнце на фоне зеленых деревьев.
Но неожиданно побеждает Настя, оказавшись в числе самых узнанных. 14 человек ее узнали, хотя, когда я посмотрел на ее рисунок, я был очень удивлен, как по нему можно было Настю узнать, и даже выразил сомнение в честности «определения».
У Насти в левом нижнем углу – нечто похожее на радугу, а синий фон остального рисунка заполнен бесформенными разноцветными пятнами, то ли листьями, то ли какими-то воздушными амебами…. Ну, как тут можно было угадать Настю?.. Но мне доказывают, что можно. Ладно, пусть так и будет. Хорошо, что первый час искусства проявил свою творческую привлекательность и неоднозначность. Вручаем Насте звезду и отправляемся на обед.
После обеда
Время ДК с игровым часом сегодня прошли без нашего «лоцманского» участия и контроля. Мы после обеда позволяем себе полчаса отдохнуть, пока ДК и ПДК работают с коллективом – записывают одну из архивных песен и проводят игровой час.
Палуба общения
Чтение домашних заданий
В этом году я решил отменить игровые разминки как таковые и заменить их чтением домашних заданий. Тут две причины. С одной стороны, не всегда игровые разминки бывают уместны на палубе, внося в нее порой ненужное оживление и соревновательный настрой. А с другой стороны, домашние задания бывают настолько важными и интересными, что желательно их все прочитать на палубе, чтобы каждый их написавший чувствовал, что его труд не был втуне.
В общем, переходим к чтению домашних заданий, которые, напомню, связаны с темою дня – «Я в младенчестве». Мы с вами рассмотрим только самые характерные или интересные. Что же наши лагерники помнят из своего еще относительно недалекого младенчества?
«Я был смешным, таким я и остался. Мне всегда было интересно в детском саду, а теперь мне интересно в школе. Я любил мультики и сейчас их люблю. Мне нравилось быть маленьким. Я скучаю по своему раннему детству». Кирилл.
Мне кажется, что люди, которые сохранили добрую память о детстве как Кирилл, могут оставить его кусочек в своей душе. И это является залогом доброго отношения к детям, а следствием этого является наличие педагогических способностей. Во всяком случае, Кирилл всем своим существом подтверждает эту теорию.
«Что я могу сказать о своих младенческих годах? У меня есть все основания считать, что в эти года я увлекался чем-то нехорошим, так как для этого у меня много оснований. В эти годы я все время где-то ползал, страдал бессонницей, много пил и ел, все время орал каким-то странным дурным голосом, играл в странные игры и почему-то всех кусал. Но все же, детство (в младенчестве и не только) было у меня замечательным и веселым, полным веселых и разнообразных увлечений. Сейчас я с ностальгией вспоминаю это время. Признаюсь по-честному, я и сейчас такой же как и раньше». Дима.
Вот и Дима подтверждает мою теорию.
После каждого зачитанного домашнего задания предлагаю угадать автора. Технология здесь такая. Несколько секунд на размышление, и по счету «три» каждый должен указать пальцем на предполагаемого автора. После этого предлагаю автору открыться. Если автор открывается, то все угадавшие получают один балл. В конце человеку, угадавшему больше всего авторов, вручается звезда как самому проницательному.
Но на первом прочтении открываются не все. Первочки еще зажаты. Лена, Марина от напряжения краснеют и улыбаются – поэтому легко угадываются, помимо их воли.
Многие воспринимают детство в юмористическом ключе и рассказывают разные забавные истории. Максим подпаливал спичками платье чьей-то невесте, Марина случайно утопила котят…. Вообще с животными много живых воспоминаний:
«Когда мне было 2 года, я впервые взял в руки карандаш и хотел нарисовать линию, но ко мне подошел Лорд – моя большая собака - и стал обнюхивать мои карандаши. Я подумал, что он тоже хочет взять карандаш и закричал: «Не дам Вайдику кавадасик. Это мое!» Все стали смеяться». Дима (младший).
Удивительная память детства, даже еще младенчества. А у Риты – целый рассказ на тему, связанную с животными, рассказ, не лишенный художественных достоинств:
«Однажды у бабушки, когда мне было 2 года, со мной произошла такая история. У бабушкиной кошки Кита родились котята. Я целый день с ними играла.
Как-то раз дедушка пришел с работы и прилег отдохнуть. (А для того, чтобы представить себе эту смешную историю, нужно знать один нюанс – мой дедушка лысый.)
И вот я беру котят на руки, а они, разбойники, выпрыгивать стали. Самого шустрого котенка мне пришлось посадить на диван, и я не заметила, что усадила котенка дедушке на лысину. Котенок от страха выпустил коготки, и они впились в голову дедушки. Дед от страха, ужаса и боли подскочил и начал громко кричать, а котенок тоже от ужаса еще сильнее вцепился деду в лысину!»
Рита как умелый литератор останавливает повествование на кульминационном моменте. И не стала скрывать свое авторство, явно польщенная успехом своего повествования.
В общем, у всех лагерников детство, слава Богу, было достаточно светлым и безоблачным. Как, например, у Маши. Она тоже может подтвердить теорию прямого влияния жизненных условий детства на характер уже достаточно взрослого человека:
«Я родилась в начале 90-х годов. Вы, конечно, понимаете, какое бремя этого времени легло на мои детские плечи. Тогда приходилось курить дешевые сигары, пить паленую водку и носить китайский ширпотреб.
Ну, а если серьезно, меня с детства окружали теплые родительские ласки и постоянно греющий душу семейный очаг».
Да, Маша – как воплощение этого безоблачно ласкового детства…. Только все-таки меня «терзают смутные сомнения» - всегда ли это хорошо? Ведь жизненные трудности являются необходимым условием личностного роста. Может, конечно, не в таком «нежном» возрасте.
Ну, ладно, идем дальше. Первое домашнее задание выполнили 16 человек. Хорошо, что большинство их не очень длинные, но и так структура палубы грозит перекосом. Пора переходить к «упражнениям штурвальных», то бишь – психологических протагонистов, людей, вокруг которых и разворачивается та или иная процедура.
«Вопросы»
На это упражнение выпадает первочок Дима. Пожалуй, самый замкнутый и немногословный из всех первочков. Сумеет ли вызвать интерес его личность у остальных лагерников. Чтобы их мотивировать, объявляю, что тот, кто задаст, по мнению Димы, самый интересный вопрос, получит звезду.
Но чуда активизации не случается. Дима отвечает односложно и явно не горит желанием как-то раскрываться. Вопросы тоже не отличаются остротой, но звезду в итоге все же получает тезка – Дима старший.
Тут к нам заходят наши ветераны, Женя, Юра и Настя, сдавшие первый экзамен. Сразу решаю привлечь их к работе палубы, сажаю на место штурвальных и предлагаю задавать им вопросы. Происходит своеобразная мини пресс-конференция. Ветераны умеют говорить и делают это с удовольствием. Все это уже мало напоминает обычную палубу, но я жертвую ее условностями, чтобы вовлечь и ветеранов в поле коллективного взаимодействия и взаимопринятия. Они еще могут пригодиться в дальнейшей лагерной жизни.
«Степень доверия»
На это упражнение выпадает еще один первочок Лена. Спрашиваю ее, готова ли она выполнить правило искренности – у меня есть в этом сомнения. Готова, хорошо. Она идет по кругу. На лице ее постоянная улыбка, и трудно понять, что же она означает. Скорее всего, маскирует напряжение, и в результате выясняется, что нет ни одного человека, которому она бы не доверяла полностью.
Опять у меня есть в этом сомнения. Предлагаю оценить Лену на степень искренности и прошу поднять руки тех, кто считает, что Лена выполнила правило искренности. Большинство ей верят, но у многих тоже есть сомнения. Ладно, какой спрос с первочка?
Неожиданно приходит идея пропустить через эту процедуру ветеранов. Пусть они пройдут по очереди по кругу и проявят свою степень доверия нынешней смене лагерников.
Самым «недоверчивым» оказался Юра, который «помахал ручкой» чуть ли не трети состава лагерников. Хорошо, поддал в конце немного перцу.
Засветка чувств
Как и ожидалось, появление на палубе общения ветеранов оказалось главным ее событием. Это в той или иной мере отразили большинство писавших засветки чувств:
«Палуба общения для меня это всегда что-то особенное. Появление ветеранов для меня – это приятный сюрприз. Как-то вспомнились прошлые 2 года, предыдущие смены лагеря. Все замечательно». Дима.
«Мне жаль, что школа теряет таких людей. Я чувствую, что без них в массовой и на смене будет немного скучнее и менее пафосно. Я не обиделся на Юру, а наоборот.
Лена немного лукавила, наверно боялась обидеть». Кирилл.
Последняя ремарка возвращает нас к Лене, но сначала – слово самим ветеранам:
«Мне, как и всегда, очень приятно присутствовать в лагере, проходить упражнения на палубе. Приятно, что кому-то я здесь нужна, и очень грустно уходить отсюда. Хочу в 7-й класс!» Женя.
Да, Женя – одна из живых легенд лагеря друзей, прошлогодний «Человек Лагеря» - высшее звание, которое можно получить по итогам смены.
В общем море положительных эмоций, связанных с появлением на палубе ветеранов, единственным диссонансом звучит засветка Тани:
«Я считаю, что мы зря потратили время. Минут 15 можно было потратить на штурвальных из нашего круга. Для меня лично имеет значение только Женя. И то я знала результат – она меня обнимет. Но я на два года старше наших первочков. И поэтому я думаю, они вообще не поняли ничего и могли быть обиженными.
Мне кажется, это было зря».
Ну, Таня всегда оригинальна в своих впечатлениях и выводах, хотя, конечно, во многом она права: спонтанное вторжение ветеранов не могло не отразиться на качестве палубы, тем более, на первых этапах жизни лагерной смены.
Огонек
Полдник на этот раз дежурные принесли прямо в класс. Сидели на палубе, теперь сидя едим, а потом еще на огоньке сидеть. Предлагаю Люде как ДК «завести» народ под танцевальную музыку, которую ставлю на магнитофоне. «Танцуют все!» - под таким девизом проходит «размятие» засидевшихся членов. Кстати, может так рождается новая лагерная традиция?
Наконец, рассаживаемся на огонек. Предлагаю кроме традиционной оценки дня сказать о том, насколько удалось приблизиться к поставленной в начале дня теме – «почувствовать себя младенцем».
Первым по жребию выпадает Ваня, и он открывает волну положительных отзывов о дне, говоря, что ему действительно «вспомнилось детство». Его поддерживают и старички и первочки. Лена неожиданно говорит, что ей понравился в общем-то сомнительный в нравственном плане момент – заклеивания рта. Смотрю на Риту и жду ее выступления. Она в своей засветке писала, что это ей не очень понравилось. Поем «Изгиб гитары желтой», а вскоре и ее черед. Однако Рита «дипломатично» говорит только о том, что этот день был «лучше предыдущего». Да, явно не хочет говорить о «глубоком» и захочет ли когда-нибудь – еще вопрос.
Кстати, огонек идет быстро. Несколько человек, наши старички из 8б – Люда, Катя, Леша, Маша, Даня – отправились по приглашению своей классной на ее день рождения. Разумеется, положительным фактором для Лагеря друзей отсутствие такого количества лагерников не является, но ничего не поделаешь.
Последними говорят ветераны – Настя, Юра, Женя. Они после экзамена вновь «почувствовали себя молодыми» и такое завершения для них является хорошей разрядкой. И заказывают песню «Все пройдет». Тоже песня – одна из рекордсменов долгожительства в нашем лагере.
Определяемся с новыми ДК и ПДК и записываем домашнее задание – «Мои родители часто…, но иногда….» Тема родителей уже проходила важной составляющей этого дня, а скоро нашим лагерникам вновь придется стать ими уже не с младенцами, а со значительно «повзрослевшими» детьми. Так что пусть еще раз актуализируют свой опыт в отношениях с родителями.
Говорю о важности предстоящего дня, и закрываем этот день орлятским кругом. Да, а завтра предстоит действительно очень важный день.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь