Люди в монашеском облачении у некоторых из нас вызывают чувства сострадания и грусти, а у иных - непонимание и огромное количество вопросов. На этот нелёгкий спасительный путь - путь монашества, - ступают христиане, имеющие особое стремление и расположенность к Небесному Отцу.
Иноки отказываются от всего мирского, облачаясь в тёмные одежды и обращая все свои помыслы к молитвам и усердному служению. А некоторые из них и вовсе покидают свои обители, предпочитая затворническое существование - так инок становится схимонахом.
Вот что о принятии монашества говорил в своё время Старец Иосиф Афонский:
«...Облачение в монашеские одеяния - это такое же Таинство, как и принятие венцов для новобрачных. Только монах, вместо венца, облачается в чёрные одежды. Таким образом он уневещивается Спасителю, храня обет девства на протяжении всего своего земного пути».
В браке муж и жена совершенствуют друг друга при помощи любви и готовности идти на жертвы. Сначала семья обзаводится детьми, а затем - и внуками. Спасительное обручение также обретает полноту, когда монах проходит три особых ступени, принимая три разных пострига.
Ступень первая: рясофоры
По прошествии нескольких лет, наполненных испытаниями и лишениями, называемых «искусом», инока стригут в рясофоры. Это, по мнению многих Святых Отцов, своего рода запись в Небесное войско. Рясофорный монах постигает основы «боевых действий», стремясь к победам в грядущих духовных сражениях.
Рясофоры учатся жить в миру вместе со своими братьями. Им выдаются рясы и камилавки. С греческого языка слово «ряса» переводится как «поношенная одежда». Воротники ряс - глухие и высокие - олицетворяют отрешение от суетных развлечений и удовольствий, а чёрный цвет самих ряс - стремление к покаянию и внутренний плач о прегрешениях.
Ступень вторая: малые схимонахи
Малый схимонах уже знает, что такое духовная борьба. Теперь он должен устремляться духом к Спасительным подвигам и более строгому жизненному распорядку. Он даёт Господу следующие обеты:
- стать послушным: то есть отринуть свою волю, как и собственное мирское имя, а также выражать абсолютное послушание по отношению к священноначалию и не брезгать никаким трудом;
- стать нестяжательным: то есть отказаться от владения любым личным имуществом;
- блюсти целомудренность: то есть оставаться целостным для Отца Небесного, сохранять скромность в деяниях и отказаться от возможности иметь семью.
Малых схимников часто называют «мантийными монахами», так как им дозволяется облачаться в длинные накидки, не имеющие рукавов - мантии.
По мнению Симеона Фессалоникийского, «монашескому образу чужды излишества и любые человеческие пристрастия, потому как инока не привлекают ни мирские помыслы, ни мирские слова, ни мирские дела».
Ступень третья: «Великий Ангельский Образ»
Так называют монахов, достигших высшей степени служения - то есть принявших «великую схиму». Достигнуть её может и желает не каждый инок, потому как обеты, даваемые великими схимниками, становятся ещё более серьёзными и строгими. По мнению Святых Отцов, благодать, снисходящая на монаха в момент принятия великой схимы, равноценна второму крещению.
Инок снова обретает иное имя, а также ещё одного Небесного покровителя, становящегося рядом с ним - таким образом, схимонах имеет трёх Святых помощников, имена которых он носит.
Образ схимонаха подкрепляется и особым одеянием - на плечах он носит крестовидную перевязь в виде Андреевского креста, украшенную, в свою очередь, также и вышитыми крестами, серафимами и песнью «Трисвятое», а его голову венчает островерхий капюшон-куколь. Длинные тканые полоски опускаются на грудь схимонаха, довершая «Великий Ангельский Образ».
Схимник освобождается от любых земных поручений - отныне от занимается лишь духовническими делами и отправлением Церковных служб. При этом схимонах, хотя и отрекается от всего мирского, но возлагает на себя великий и тяжкий труд - труд молитв и страдания за целый мир.
Об этом же упоминал в своё время и Преподобный Нил Мироточивый:
Облачение в схиму не только тела, но и духа.
Важно отметить, что схимонахи по-прежнему могут изучать духовную литературу, заниматься написанием собственных трудов в области богословия, и, кроме того, быть наставниками. Яркий пример подобного схимничества - жизненный путь Старца Паисия Святогорца, жившего на Афоне. Его одинаково любят и в Греции, и в нашей стране.
К слову, написал книгу о «Житии Старца Паисия Святогорца» его ученик - иеромонах Исаак.
В этом труде он упоминает о том, что Старец Паисий неоднократно отказывался от принятия великой схимы с присущей ему скромностью и смиренностью, при этом соблюдая все необходимые ограничения и не нарушая ни единого обета.
«...Прежде всего, он стремился жить так, как подобает настоящему монаху - он не хотел формально становиться схимником, но жаждал прежде сподобиться той благодати, какую дарует великая схима. Он очень серьёзно относился к вопросу облачения в схиму изнутри - то есть хотел стать схимонахом не только внешне, но и внутренне»,
- пишет иеромонах Исаак.
Потому многие Богословы рекомендуют инокам в первую очередь «облачаться в схиму изнутри» - или, другими словами, духовно «дозреть» до практически полного отречения от мира, и лишь после этого принимать «Великий Ангельский образ».
Ведь, принимая схиму, монах должен помнить о том, что отныне любое, пускай даже и совершенно незначительное нарушение данного им перед лицом Господа обета, абсолютно недопустимо и неприемлемо. И к подобной ответственности необходимо подходить с полной готовностью и сознательностью.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊Читайте еще: