- Я тебе говорил, что тебя посадят? Говорил? Поздравляю: тебя посадят.
Сын моей старой знакомой, Миша, шмыгает носом и бегает глазками. На этот раз он влетел по полной программе.
В конце сентября Мишу с нехорошим белым порошком уже принимали сотрудники полиции - пятнадцатилетний оболтус делал закладки в парке. Я писал об этой истории - папа с мамой в разводе, папа решил побаловать мальчонку, прислал на лето полтинничек, тот решил заработать и за каникулы из полтинника сделал миллион.
Та история закончилась ничем. Ну, то есть как - ничем: возбудили уголовное дело в отношении неустановленного лица, с которым вступил в преступный сговор Михаил Н., который уголовной ответственности не подлежал, потому что шестнадцати лет ему еще не было, а у нас в стране, по какой-то дикой логике наших дорогих депутатов, деточек за кражу можно судить с 14-ти лет, а за распространение наркотиков, даже в особо крупном размере - только с 16-ти.
Поэтому Миша в сентябре как та лошадь, под которую попал гражданин Бендер, отделался легким испугом: с ним провели несколько профилактических бесед, поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, матерь его, Катерина, орала на него, как потерпевшая, я разъяснял ему основы уголовного наказания несовершеннолетних и подробно рассказывал, как несладко живется в зоне на малолетке, а Миша понуро кивал гривой и говорил, что он больше никогда-никогда так не будет.
Главное, опера, когда мы осенью из отдела его забирали, сказали в спину: "Ничего, пацан, встретимся еще".
Встретились! В том же парке встретились - не вынесла душа поэта позора мелочных обид, взялся Миша за старое. А ему, понятное дело, в ноябре исполнилось шестнадцать, и теперь не мы полиции дульки крутим, а она нам.
- Скажи мне, юное дарование: ты не понимал, что тебя на карандаш взяли и водить будут со всей тщательностью? Тебе что дяденьки-опера на прощание сказали? Ты вообще понимаешь, сколько тебе могут влепить?
А влепить Мише могут от 5 до 10. Его приняли с крупным размером. Скорее, конечно, от 5, чем до 10. Но сядет реально он с вероятностью в 99 процентов, потому что любой нормальный судья будет сейчас видеть, что с первого раза парень, которому даже не следствие и суд, а сама жизнь шанс не попасть в тюряжку дала - не понял.
Вот честное слово, будь я судьей - я бы влепил ему реальный срок, как бы его мама ни плакала и как бы защитник ни изошрялся. Позволяет закон сейчас Мишу посадить? Позволяет. Езжай, Миша, изучай теперь тюремные университеты.
Это наглость какой-то высшей пробы. Наглость, порожденная абсолютной безнаказанностью: сказать, что он ничего не соображает, что он еще маленький, и что он просто не понял, что он распространял и чем ему это грозило - никак нельзя. Взрослый лоб, шестнадцать лет, воспитательная работа была проведена по полной, в том числе путем физического воздействия от специально прилетевшего из Москвы отца.
- Ты где деньги взял на наркоту, лишенец?
- У меня от тех остались...
Зашибись. Тогда, осенью у Миши обнаружился миллион. Миллион! И это, как оказывается, были не все бабки, которые он сумел заработать на закладках: как теперь выясняется, у него еще полтораста тысяч было наличкой. То, что не нашли и не арестовали, он припрятал, выждал, пока все утихомирится, пока мать снова разрешит ему пользоваться смартфоном, пока его снова начнут считать хорошим мальчиком, пока дома перестанут контролировать каждый его шаг, пока забудется плохое - и полез в даркнет.
Матерый, однако. Все спланировал заранее. Пока мы его отмазывали, воспитывали, пока отпаивали его мать валерьянкой, пока решали все его проблемы - этот деятель слушал, наблюдал, делал испуганный вид, а сам, получается, над нами тайком подхихикивал и планировал взяться за старое. Наверное, думал, что все вокруг дурнее, чем он.
Мявкнуть не успел. На первой же закладке взяли. На все полтораста тысяч набрал - как раз на часть 4 статьи 228.1 УК РФ. Взрослому получается от 10 до 20, ему - в два раза меньше.
А жаль.
Я догадываюсь, что сейчас меня начнут ловить за руку те, кто читал мои статьи по поводу башкирского дела - того самого, по которому пятнадцатилетнему мальчишке дали три года реального лишения свободы - и будут обвинять меня в непоследовательности. Мол, значит, там ты, юрист-юморист, писал о том, что пацана по беспределу осудили, а теперь ты пишешь, что тебе жалко, что малолетке по-взрослому влепить не могут. Неувязочка получается.
Согласен. Неувязочка. Только не у меня неувязочка, а в уголовном кодексе нашем, по которому за всякую фигню у нас могут судить и судят с 14 лет, а за распространение наркотиков - с 16.
Логика законодателя нашего просто великолепна. Например, за несообщение в правоохранительные органы о преступлении ребенка вполне можно судить с 14 лет. То есть, предполагается, что в 14 лет ребенок уже понимает, что надо обязательно сообщать в полицию, если ему стало известно о готовящемся страшном преступлении.
А что наркотики распространять нельзя - деточка не понимает. Пусть гуляет до шестнадцати.
- Мы их ловим пачками, а потом приходится отпускать. Только висяки плодятся. С каждого такого задержания надо дело в отношении неустановленного лица возбуждать, у которого они в инете наркоту купили. Знаешь, как это бесит?
Это все те же опера в душевном разговоре поделились.
Думаете, кто-то целенаправленно вовлекает подростков в распространение? Сидит кто-то взрослый, эдакий профессор Мориарти, и нанимает тех, кого посадить нельзя? Создает организованное преступное сообщество из детей?
Ничего подобного. Не занимайтесь конспирологией. Этому самому "Мориарти" совершенно все равно, что будет с закладчиком после того, как тот перевел ему денежку и забрал оптовую партию. Примут его, не примут полиционеры - вообще пофигу. Деньги получены, а примут - так свято место пусто не бывает, новые придут, жадные и охочие до денег. И паспорт с фотографией этот самый "Мориарти" ни у кого в интернетах не спрашивает: оплачивай и забирай.
Эти детишечки прекрасно разбираются в основах законодательства сами и замечательно знают, что максимум, что им будет - поругают. В даркнет они ходить умеют лучше нас с вами, про биткоин и прочую крипту знают тоже больше нашего, а для того, чтобы сколотить стартовый капитал на покупку первой партии, всего-то и надо пару недель откладывать карманные деньги. Мишин полтинник - это из ряда вон сумма, обычно начинают с гораздо более скромных вложений.
- Его теперь посадят?
Это, стало быть, Катерина, Мишина мама изводится. Очень ей волнительно - будет ли ее сыночка зону топтать. И лично мне что-то подсказывает, что будет. Хоть и недолго, а будет. Но пока следствие идет - посидит дома с браслетом на ноге, и скажи спасибо, Катя, что мы ему добились такого большого послабления и возможности в школу ходить. Лет пять назад он из отдела поехал бы в ИВС, а из ИВС через суд в следственный изолятор, и никто бы с ним не церемонился, а нынче у нас гуманизация пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних.
- Наверное, посадят, Катя. Ничего тебе сейчас точно сказать не могу - будем защищать, а там как получится.
- Он же ребенок совсем...
Этот ребенок, Катя, самый натуральный убийца. Это для тебя он - ребенок. А по факту он осознанный, целенаправленный убийца. Потому что на самом деле этот бизнес - распространение наркотиков - это самое настоящее убийство окружающих.
И когда я читаю выступления наших любезных правозащитников - да хотя бы той же самой члена СПЧ Евы Меркачевой, которая упорно пробивает по всем фронтам идеи того, что молодых закладчиков надо отпускать после профилактической беседы, что их надо считать просто пособниками, снижать им наказание - меня начинает бомбить просто не по-детски.
Обалдеть, да?
Это ж какая страшная беда Мишу во второй раз наркоту раскладывать по кустам толкнула? Уж так с ним профилактически беседовали, уж так ему по полочкам раскладывали что такое хорошо и что такое плохо, уж вроде не дурак, не недоразвитый какой, чтобы сдуру во второй раз в одну и ту же лужу лезть - наоборот, хитрый и наглый, как выходит.
Может, и на этот раз его в известное место поцеловать и "оттащить от ямы"?
Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.
Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.