Отрывок из «Воспоминаний» капитана 2 ранга Федора Викторовича Северина (выпуск 1899 года из Морского Корпуса).
Война с Японией продолжалась, и наши успехи на море не были блестящи. В «Новом Времени» начали появляться за подписью Н. Кладо (Николай Лаврентьевич Кладо - офицер и профессор Морской тактики в нашей Морской Академии) газетные статьи, разжигающие общественное мнение в том смысле, что необходимо России напрячь все свои силы, чтобы сокрушить морское превосходство Японии. Под влиянием этих статей, которые даже говорили о необходимости послать на Дальний Восток Императорские яхты, был сформирован отряд под командою контр-адмирала Небогатова. В этот отряд, названный 3-й Тихоокеанской эскадрой - вошли: броненосец «Император Николай I», броненосцы береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков», «Генерал-Адмирал Апраксин», и крейсер «Владимир Мономах». Скажу несколько слов, о боевом коэффициенте этих судов, не вдаваясь в детальный анализ его.
Броненосец «Император Николай I» в нашей «Российской классификации» состоял в числе «эскадренных броненосцев». Но на нем, например, было два орудия 12-ти дюймовых, к тому же 30 или 36 калибров; было у него восемь 6-ти дюймовых орудий, но тоже коротких. Но замечательнее всего было то, что у него боевая рубка не была нечто неуязвимое, т.е. она не была сплошной броневой трубой до самого киля, а была броневой только выше верхней палубы, а дальнейшая часть была дерево... Как все орудия, так и их прицелы, были старинной модели и, когда решили их модернизировать, то поручили это генералу Крылову, - светилу по всяким сложным техническим вопросам в военно-морском деле. Он спроектировал, нечто в роде оптического прицела (с оптической трубой и со светящейся мушкой), но во всем этом приспособлении стальная часть прицела была какая-то странная и мало практичная. Когда орудия молчали, это приспособление Крылова улучшало прицельность, но во время боя они оказались совершенно непригодными и даже мешали пристрелке.
Спустившись во время боя в батарейную палубу из-за любопытства посмотреть в ней боевую работу, я видел, как один комендор, пустив громкое русское ругательство, сорвал прицел Крылова и выбросил его за борт, продолжая прицеливаться старинным прицелом.
Корабли: «Адмирал Сенявин», «Ген.-Адм. Апраксин» и «Адмирал Ушаков» были броненосцы береговой обороны и район их действия был очень невелик. К плаванию по океану, да еще при отсутствии баз, они совершенно не были приспособлены. Посылкой их на Восток мы, т.е. наши «верхи» показали, что они недооценивали силу японского флота, да и не> отдавали себе отчета в том, что значит, пройдя 10.000 миль, вступить в бой...
Когда отправка этих старых судов, вслед за эскадрой адмирала Рожественского, в принципе была решена (как последний жест отчаяния), было приступлено к приспособлению этих кораблей к большому морскому переходу и к бою. На «Императоре Николае I», например, надо было снять всю кормовую надстройку, как излишнюю, цель и как чрезвычайно опасную в пожарном отношении.
На юте были поставлены три орудия 45 калибров 120 мм. Поставить их было не трудно, но откуда взять помещение «боевого огнестрельного запаса»?
Закипела в Кронштадте работа на всех этих старых кораблях, но все это совершалось как-то быстро, кое-как... Главное - отправить суда, а там будет видно... Надо во что бы то ни стало дать удовлетворение общественному мнению. Ну оно и было дано...
Командовать этим отрядом «рухляди» был, назначен, как я сказал, контр-адмирал Небогатов. В штаб вошли: флаг-капитан кап. 2 ранга В.А. Кресс, старший флаг-офицер лейтенант И.М. Сергеев, младшие флаг-офицеры лейтенанты Н.Н. Глазов и я. Флагманским штурманом корпуса фл. штурманов полковник Федотьев, флагманским артиллеристом кап. 2 ранга Курош, флагманским минным офицером И.И. Степанов, флагманским инженер-механиком полковник Орехов. .
В течение 2-3 недель мы, чины штаба, ежедневно собирались в Главном Морском Штабе, где для нас были предоставлены комнаты, и разрабатывали предстоящий поход во всех его подробностях. В конце января 1905 года мы отбыли в Либаву, где уже стояли суда отряда.
При отряде были: вспомогательный крейсер «Русь» (бывший пассажирский пароход «Герцогиня Августа») с воздушными шарами, обслуживаемыми офицерами военного ведомства, транспорты «Курония» и «Ливония» с предметами снабжения, а кроме того, буксирный пароход «Свирь» и плавучая мастерская «Ксения».
11-го февраля 1905 г. отряд после напутственного молебна, провожаемый родными и знакомыми, начал на буксирах портовых катеров среди плавающих льдин вытягиваться из порта Императора Александра III. С берегов на суда долетал последний привет родной земли... Густой чёрный дым повалил из труб, за кормой реяли белые флаги с голубым Андреевским крестом.
Первый этап был до Скагена. В южной части Балтийского моря нас основательно тряхнуло - разыгрался шторм, и вот на этом переходе обнаружился целый ряд прорех.
На вспомогательном крейсере «Русь», купленном одной из наших специальных комиссий за бешеные деньги в Германии, обнаружилось, что холодильники совершенно никуда не годны - на стенках их были трещины. При таком положении дел «Русь» не могла продолжать плавания и этому вспомогательному крейсеру пришлось с воздушными шарами вернуться в Либаву. Спрашивается, кто принимал этот корабль, какая комиссия? С другой стороны, никак не могу понять, какую службу должны были нести эти «пузыри» - воздушные шары. В какой момент морского похода их можно было бы применить? Их посылку объясняю тем, что хотелось послать все, не отдавая себе отчета в целесообразности посылаемого.
Тот же жест отчаяния…
Буксир «Свирь» хотя вполне мореходное судно это был бывший голландский буксир, построенный специально для буксировки плавучих доков через моря и океаны, что дело не простое. Этот буксир «нахлебался» основательно воды во время трепки. Все эти недочеты можно и следует отнести к тому, что назначенные командиры и офицеры недостаточно основательно практиковались к неизбежным на море случайностям. У них на переходе волной разбиты были стекла в рубке-столовой. Не догадались порыться в подшкиперской, где лежали щиты для этих стекол. Эта встрепка была очень поучительна для всех и на всех судах поняли, что к походу нужно готовиться серьезно и основательно, а не кое-как...
У Окагена стояли мы не более двух суток. Приняли там с наших транспортов уголь, и вышли дальше в море. Во избежание повторения Гульского инцидента мы пошли вдоль западного берега Ютландии, а не на Доггер-банку, как это было бы предпочтительнее. Дело в том, что в Немецком море очень туманно и пасмурно и для солнечных наблюдений горизонт очень неблагоприятен; вот почему мореплаватели идут на Доггер-банку, где можно по глубинам вполне хорошо определяться, так как они очень равномерны и с достаточной точностью показывают место. Здесь же, вдоль Ютландии, плавание более сложное, так как берега низменны и выдающихся приметных мест нет. Обойдя, таким образом, злополучную Доггер-банку, мы вышли на плавучий маяк у входа в Английский канал, обнаружив его не на носу, как следовало бы, а с кормы с правого борта, что показывает, что наше счисление было не особенно точно.
Продолжение следует...
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================
Вышла очередная книга нашего Главного редактора:
В учебнике рассматриваются вопросы правового регулирования борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Учебник предназначен для слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и студентов, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Кроме того, учебник может быть использован должностными лицами таможенных органов при осуществлении ими профессиональной деятельности.
======================