Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Охота на Магнуса» Криса Райта: большой кусь по-фенрисийски

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о новелле Криса Райта «Охота на Магнуса». Так сказать, небольшой подарок волколаверам от волколавера. Новелла принадлежит к той эпохе, когда Райт отвечал за Космических Волков (и они ему под конец страшно надоели), но показывает выразительные характеры, в ней масса сражений, явный северный колорит, а что еще от нее требуется?

По содержанию книга полностью соответствует названию. Космические Волки действительно охотятся на Магнуса, но, как говорится, есть нюансы. Итак, Великая рота Харека Железного Шлема десантируется на какой-то Императором забытый мир, в котором годи Одаин Штумъярт почуял порчу. И на самом деле там обнаруживается варп-влияние. Но какое!

Еретики, которых убивают, внезапно начинают благодарить. А потом Харек встречает странного старика, который огорошивает его странными заявлениями… А потом инквизитор сообщает Хареку пренеприятнейшее известие. Инквизитор, кстати, не очень доволен действиями Харека, потому что после них мало что осталось, а ему нужны улики для расследования. И Харек, сопоставив все события, приходит к выводу, что примарх Магнус все-таки жив и продолжает вредить Империуму, а значит, его, Харека, задача — Магнуса найти и обезвредить. Весь сюжет крутится вокруг этого.

Нам покажут любопытные особенности жизни в Этте и взаимоотношений ярлов. С одной стороны, у Волков довольно демократично все построено. Бурные обсуждения приказов, самовольные действия — пусть и во благо — немыслимы, например, у Железных Рук или Ультрамаринов. С другой стороны, Райт изображает отчетливо архаичное общество с архаичными институтами, явно начитавшись про тинг у скандинавов. Манера полагаться на предвидения рунических жрецов — тоже оттуда, из глубины веков. Хотя, по правде, я словила еще и вайбы старого доброго Скайрима — который на время выхода новеллы был не таким уж старым, книга 2015 года. Харек — отличный и компетентный командир. Вроде бы. Однако его одержимость Магнусом в итоге ставит под удар всю Великую роту и вынуждает других командиров в прямом смысле его спасать. Тем временем остальные офицеры видят серьезную угрозу в нападении ксеносов, и эта угроза представляется им более насущной. А волчий жрец поглощен исследованиями, цель которых — по-видимому, смягчить «проклятие Вульфена».

Волк от Thim Montaigne
Волк от Thim Montaigne

Поначалу действия Харека, однако, несут вполне ощутимую пользу. Так, в погоне за следами Магнуса он освобождает имперские миры, в том числе мир Механикус — мир-кузню Арвион. На Арвионе, помимо долгих и насыщенных боевок (Райт вообще-то спец в болтерпорно, не уступая в этом Аннандейлу или Каунтеру), происходит занятый эпизод. Волки прибывают в разгар сражения, на них сразу нацеливаются орбитальные батареи, и Харек орет защитникам через звуковую сеть связи: «Обесточьте вашу (не переведено) сеть. Мы (не переведено) Волки (не переведено) Фенриса. Если вы откроете по нам огонь, мы (не переведено) отправим вас в (не переведено)». Переводить следовало на бинарик. Впрочем, вся история сражений за Арвион достаточно интересна, Райт постарался изобразить оригинальную боевку, но и общение Волка и архимагоса тоже доставляет.

Особо примечательно в этой книге то, что именно в ней Волки впервые столкнутся с рубрикаторами.

Где 15-й, там демонятина. Однако Райт подчеркивает в первую очередь то, что Тысяча Сынов — космические десантники, то есть умелые, сильные, квалифицированные и хорошо экипированные воины с возможностями, значительно превышающими таковые у любых смертных солдат. И только разрубив первых рубрикаторов, Волки понимают, что встретили нечто непостижимое. Хорошо описан их шок и возмущение.

Лишь постепенно Харек переходит границы. Причем Магнус по-прежнему остается врагом, и врагом серьезным. Но погоня Харека за ним, с опорой на сны и видения, мало-помалу превращается в борьбу с ветряными мельницами, охоту за призраками в ущерб более насущным вопросам. Неумение найти баланс делает Харека одержимым. Но ведь космодесантники-предатели — это действительно проблема…

Тысячник от Michele Boceda
Тысячник от Michele Boceda

Чуть позже и в другом ракурсе этот выбор встанет в цикле «Пришествие Зверя». Но ксеносы, в общем, не оставят выбора человечеству — людям придется сражаться с ними, отложив остальные дела в сторону. И что бывает, если забыть о ксеносах, там будет показано очень явно. Но и об астартес-еретиках забывать нельзя. Собственно, вся книга — именно о выборе. Сделать выбор, расставить приоритеты. Найти ту точку, ту грань, за которой соскальзываешь в темноту. Понять меру ответственности, не забыть, что твоя работа — это защищать человечество, а не вершить личную месть и не спешить навстречу личным свершениям. И, наконец, суметь остановиться и осознать, что ты творишь.

Причем все это — о Волках. А ведь есть еще и Тысяча Сынов, и они преследуют собственные цели, хотя о них будет рассказано немного.

Насколько это все прописано? По совести, Райт больше увлекался боевками. Основная мета-идея прописана немного в лоб. Не худший вариант, но с тех пор, как Райт писал о Волках, он значительно приподнял свое писательское мастерство: с циклом о Валериане и Алейе или, скажем, о Прогнившем Троне «Охоту на Магнуса» даже не сравнить. Поэтому я полагаю, что книга понравится в первую очередь поклонникам боевок — и, конечно, поклонникам Космических Волков. Также я полагаю, что Райт в новелле слишком увлекся скандинавской раннефеодальной экзотикой со всеми этими предсказаниями, вещими снами и прочим, которая не очень-то сочетается с высокотехнологичным вооружением и звездолетами, причем еще и экзотика эта подана несколько поверхностно. Но смысловая компонента в книге тоже есть, и это должно порадовать любителей более серьезной литературы.