В последнее время я всё чаще задумываюсь над тем, как быстро технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) находят применение в современном мире. Хотя VR и AR до сих пор ассоциируются у многих с развлечениями и компьютерными играми, они применяются в самых различных и неочевидных сферах, таких как строительство, медицина, образование, спорт, культура, туризм, развлечения, маркетинг и реклама, социальные проекты, психология и даже военное дело. В последнее время технологии дополненной или виртуальной реальности сильно продвинулись вперёд, стали доступнее и понятнее. Так что же нас ждёт в будущем? В этой статье я хотел бы поделиться своими размышлениями на тему того, какое место VR и AR уже занимают в нашей жизни и какое будут занимать в ближайшем будущем.
Образование
Я решил начать с образования, поскольку, как мне кажется, VR расширяет его возможности до максимума. Представьте, что вместо того, чтобы просыпаться рано утром и ехать на пары в битком набитом вагоне метро, вы можете просто надеть гарнитуру виртуальной реальности и моментально оказаться в аудитории университета. Да, в первой половине 2024 года такой подход может показаться немного странным, и многие из вас скажут, что любое дистанционное образование на порядок хуже традиционного очного. Но в качестве контраргумента хочу сказать, что все мы пережили пандемию COVID-19, и всё, что казалось нам странным и непривычным, в один момент стало абсолютно нормальным. Также подобное применение VR помогает решить проблему доступа к образованию, поскольку для присутствия на лекции нужен лишь интернет, поэтому люди из самых отдалённых регионов нашей страны смогут учиться в лучших столичных вузах.
На качество образования применение технологий VR и AR также повлияет положительно. Студенты могут визуализировать сложные концепции и теории, "находясь" непосредственно внутри симулированной учебной среды. Например, вместо того чтобы читать о Римской империи, учащиеся могут виртуально посетить древний Рим, увидеть архитектуру и повседневную жизнь того времени, что значительно улучшает понимание исторического контекста и удержание информации. Студенты-медики могут тренироваться выполнять хирургические и различные операции, практикуясь на виртуальных пациентах, что позволяет им развивать необходимые навыки и уверенность до начала работы с реальными людьми. Аналогичным образом, будущие пилоты используют VR для тренировки полётов в различных условиях, что способствует повышению их квалификации и безопасности полётов. VR также эффективен для развития коммуникативных и межличностных навыков. С помощью виртуальных симуляций учащиеся могут тренироваться в публичных выступлениях, участвовать в групповых дискуссиях и развивать лидерские качества в различных виртуальных сценариях, что невозможно в традиционной учебной среде.
Мне кажется, что в будущем технологии VR и AR в сфере образования станут чем-то обычным, как сейчас калькулятор, тетрадь или карандаш. И я считаю, что это хорошая тенденция, поскольку процесс обучения может стать намного более продуктивным, интерактивным и просто интересным.
Медицина и психология
В разделе про образование я уже говорил, что технологии AR и VR могут отлично применяться для обучения медицинского персонала, а именно позволяют студентам и профессионалам изучать анатомию человека, проводить сложные хирургические операции в безопасной, контролируемой среде. Такой подход не только снижает риск для живых пациентов, но и позволяет будущим врачам набираться опыта без опасности для жизни. Но ещё одним важным, на мой взгляд, вариантом применения VR в медицине - это лечение и реабилитация. VR активно используется в лечении широкого спектра заболеваний, от фобий и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) до хронической боли и инсульта. Технологии погружают пациентов в безопасную среду, где они могут столкнуться с источником своего страха или научиться управлять болевыми ощущениями через различные симуляции. Например, пациенты с ПТСР могут переживать травмирующие ситуации в контролируемой обстановке, что помогает им справиться с воспоминаниями и снизить уровень тревоги. Для лежачих больных и людей с ограниченными возможностями передвижения, VR предоставляет поистине уникальные возможности. С помощью виртуальной реальности эти люди могут посещать и исследовать различные места, города, музеи, наслаждаться красотой природы и культурных достопримечательностей. И всё это не покидая комнаты. Это не только стимулирует их умственную активность и обогащает жизненный опыт, но и играет ключевую роль в снижении чувства изоляции, которое часто испытывают люди, ограниченные в передвижении. И это просто потрясающе. Уверен, что технологии будут активно развиваться в этом направлении и в итоге сделают жизнь всех людей лучше и комфортнее.
Культура
Поговорим про культуру. Как и в случае с образованием, VR может перенести вас в древний Константинополь или на вершину Эйфелевой башни в момент её строительства. AR добавляет интерактивный слой информации к реальным объектам и пространствам. Например, через специальное приложение на смартфоне или через AR-очки можно увидеть, как оживают картины, рассказывая истории о своём создании или показывая, как менялась изображённая на картине сцена с течением времени. Получается своего рода интерактивная виртуальная прогулка по мировым достопримечательностям не выходя из дома. Подобным образом можно посещать театры или концерты. В пандемию многие музыкальные исполнители давали концерты в прямом эфире на обычных площадках вроде YouTube, но используя виртуальную реальность, эффект погружения мог бы быть куда сильнее. Виртуальная реальность может транспортировать зрителя на сцену, рядом с актёрами или музыкантами, предоставляя персонализированный опыт просмотра, который невозможен в обычном театре или концертном зале. AR может добавлять визуальные эффекты прямо во время живого выступления, обогащая визуальное восприятие.
Использование VR и AR в культуре также открывает новые возможности для художников и создателей. Они могут создавать произведения, которые были бы невозможны в физическом мире, предлагая зрителям уникальные, мультисенсорные опыты. Например, виртуальные инсталляции могут включать в себя элементы, которые реагируют на движения или взгляды пользователей, создавая персонализированный опыт взаимодействия с искусством.
Заключение
Технологический потенциал огромен - от изменения способов обучения и лечения до новых форм искусства и общения. С каждым днём VR и AR становятся доступнее, понятнее и, без сомнения, начинают играть всё более значимую роль в современном мире. Изменения, которые они привносят в нашу жизнь, сегодня могут казаться сегодня новаторскими, но вскоре они станут неотъемлемой частью нашей повседневности. Впереди нас ждёт будущее, где границы между реальным и виртуальным мирами будут всё более размыты, предоставляя невероятные возможности для развития и самосовершенствования.