После нескольких переносов с космодрома «Восточный» 11 апреля 2024 года новейшая российская ракета «Ангара-А5» опять же с новейшим разгонным блоком «Орион» с новейшего стартового стола успешно стартовала.
Изначально говорилось, что во время этого испытательного полета в качестве нагрузки будет использоваться масса-габаритный груз. Но буквально через пару часов после старта ракеты была опубликована информация, что на околоземную орбиту был также запущен и малый космический аппарат, получивший название «Гагаринец». Так что же это за аппарат и какую функцию он выполняет?
И вновь мы первые в мире
Итак «Ангара-А5» все-таки отправила в космос не болванку, а вполне действующий, кстати, тоже экспериментальный аппарат – «Гагаринец». Данный спутник, относящийся к классу Cubesat 3U, был разработан российской частной компанией, которая бросила вызов Илону Маску, и как показала практика, даже опережает его в одной любопытной разработке.
Речь идет о компании Avant Space, оная разработала и теперь будет испытывать в реальных условиях первый в мире рекламный спутник.
Рекламный спутник типа кубсат обладает массой всего 4 кг и оснащен двигателем и специальной системой лазерного проецирования. При этом, по расчетам, космический аппарат рассчитан на активное перемещение по орбите как минимум на три года. И как только топливо будет полностью израсходовано, он будет безопасно сгорать в плотных слоях атмосферы.
При этом используемые лазеры полностью безопасны как для авиации, так и для астрономических наблюдений.
И вот мы подошли к самому главному – этот спутник предназначен для проекции на ночном небе рекламы.
Да, сейчас это единичный аппарат, на котором будет проверена работоспособность всей системы. Ну а затем таких аппаратов в космосе станет сотни, и они будут организованы в так называемые «Созвездия». Так, пролетая над городами, объединенные в определенном порядке такие аппараты будут с помощью лазеров проецировать текст или же изображение, которые будут напоминать созвездия в ночном небе.
Так вот, по замыслу создателей этой системы рекламу в ночном небе всего за пару минут могут увидеть миллионы жителей крупных городов.
Вот что по этому поводу говорит основатель компании А. Оссовский:
«Устаревшие билборды наносят вред окружающей среде, а светодиодные экраны потребляют в 46 раз больше электричества, чем среднее хозяйство, и нарушают эстетику городского ландшафта. Мы заменим сотни тысяч билбордов на планете одним в космосе. В Токио, например, такую рекламу сможет увидеть более 5 млн человек за день».
Кстати, примерно такой же проект был ранее анонсирован компанией Space X Илона Маска. Но наша компания пока опережает именитого миллиардера.
Серьезность проекта подчеркивается также тем, что компании удалось уговорить представителей «Роскосмоса» все-таки добавить реальный испытательный малый космический аппарат в столь важный запуск для всей отечественной космонавтики.
Ну что ж, посмотрим, как дальше будет развиваться этот, безусловно, очень любопытный проект.