Найти в Дзене

Дзен-буддистские элементы в архитектуре Тадао Андо: как современный мастер воплощает дух вечности

Дзен-буддизм - это древняя философия, которая пронизывает многие аспекты японской культуры, включая архитектуру. Один из самых известных современных архитекторов, воплощающих дух вечности в своих работах, - Тадао Андо. Его работы отличаются минималистичным стилем, гармоничным сочетанием природы и архитектуры, а также использованием дзен-буддистских элементов.

Тадао Андо. Источник Google Картинки
Тадао Андо. Источник Google Картинки

Одним из ключевых принципов дзен-буддизма является простота и естественность. Тадао Андо в своих проектах стремится создать пространства, которые воспринимаются как естественная часть окружающей среды. Он использует минимум декоративных элементов, предпочитая чистые линии и геометрические формы. Это создает ощущение спокойствия и гармонии, характерное для дзен-буддистской философии.

Одним из ярких примеров проектов, отличающихся естественностью и простотой, является Храм Воды в Японии, также известный как Храм Хонпукудзи. Он представляет собой главный храм Ниннадзи Сингон, самой древней секты тантрического буддизма в Японии, основанной в 815 году.

Храм Воды - один из лучших проектов Тадао Андо, демонстрирующих влияние архитектора на культуру своей страны. Расположенное среди бамбуковых рощ, гор и рисовых полей, это сооружение кажется озером, окруженным изящной овальной бетонной конструкцией. Храм определенно отличается от традиционных деревянных японских храмов, имеющих ортогональные формы и размещенных на пьедесталах. Но его мистическая атмосфера аналогична другим буддийским храмам. В его формах скрыты символы, принадлежащие буддийскому учению и древней японской традиции.

Еще одним важным аспектом дзен-буддизма, который Андо воплощает в своих работах, является идея о единстве с природой. Он стремится создавать здания, которые не противоречат окружающей среде, а наоборот, гармонично вписываются в нее. В его проектах часто используются открытые пространства, большие окна и стеклянные стены, чтобы максимально использовать естественное освещение и виды на природу. Это позволяет людям ощутить единство с окружающим миром и проникнуться его красотой.

По словам Тадао Андо, он думает, «что священное пространство должно быть каким-то образом связано с природой, но это не означает, что оно имеет отношение к анимизму или пантеизму».

Наиболее ярко идея о единстве с природой выражается в проекте "Церковь на воде" на острове Хоккайдо, к северу от Японии.

Помимо символического стального креста, парящего над безмятежными водами пруда, "Церковь на воде" отличается тем, что ее архитектура гармонично вписывается в окружающую изменчивую природу. Макет этого проекта, изначально представленный как теоретический концепт, был продемонстрирован на архитектурной выставке в 1987 году. Владелец земельного участка был настолько впечатлен им, что решил воплотить его в своем поместье на острове Хоккайдо. Это место, окруженное природой, идеально подходило для воплощения архитектурных задумок Андо.

Еще одним дзен-буддистским элементом, который можно увидеть в работах Тадао Андо, является игра света и тени. Используя минималистичные формы и материалы, такие как бетон и стекло, Андо создает пространства, где свет проникает сквозь отверстия и полости, создавая игру света и тени на поверхностях и стенах. Эти игры света и тени подчеркивают геометрию зданий и придают им особую глубину и объем.

Одним из примеров работ Андо, где взаимодействие света и тени проявляется наиболее ярко - Часовня Света в Японии.

Здание построено в форме прямоугольного бетонного блока. Его интерьер выполнен в сдержанном стиле, и в нём особенно выделяется задняя стена с вертикальными и горизонтальными отверстиями, образующими крест и заполняющими помещение светом. Изначально эти отверстия предназначались для того, чтобы пропускать внутрь свет и воздух, однако позднее их закрыли из-за неблагоприятных погодных условий.

Некоторые стены Часовни Света не достигают потолка, что создает ощущение парящей крыши. Здание из железобетона лишено каких-либо декоративных элементов, а игра света и тени внутри него усилила его религиозную атмосферу.

Также стоит отметить, что Тадао Андо в своих работах активно использует камень и бетон - материалы, которые являются важными символами дзен-буддизма. Камень символизирует прочность и устойчивость, а бетон - простоту и естественность. Андо использует эти материалы не только из-за их эстетической привлекательности, но и чтобы передать идею о постоянстве и вечности.

Так, например, Пулитцеровский фонд искусств в Сент-Луисе, штат Миссури, США, практически полностью построен из бетона.

Пулитцеровский фонд искусств в Сент-Луисе, штат Миссури, США. Источник Google Картинки
Пулитцеровский фонд искусств в Сент-Луисе, штат Миссури, США. Источник Google Картинки

При строительстве здания было использовано более 3800 м³ бетона. Тадао Андо проявил интерес к данному материалу после посещения жилого дома в Марселе, построенного Ле Корбюзье. Динамический эффект, который он увидел в этом доме, вдохновил его на эксперименты с бетоном и на создание шелковистой отделки, характерной для его проектов. Здание Пулитцеровского фонда отличается особым вниманием к деталям, включая полировку поверхностей, использование естественного освещения и чистый дизайн элементов, таких как перила и искусственное освещение.

Медитативные пространства. Архитектура Тадао Андо не просто функциональна, она также способствует внутреннему самопознанию и медитации. Его здания часто используются как места для размышлений и внутреннего покоя. Благодаря простоте форм и спокойствию окружающей среды посетители могут отдохнуть от суеты и погрузиться в свои мысли.

Пример такой работы Тадао Андо - Пространство для медитации, созданное архитектором для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже в честь пятидесятилетия учреждения, призвано быть местом молитвы за мир, открытым для людей различных культур и религий.

Это скромное сооружение цилиндрической формы, расположенное во внутреннем дворе, имеет диаметр 6 метров и такую же высоту. Естественный свет проникает внутрь через узкую щель между стеной и круглой плавающей крышей. Дорожка над водной поверхностью ведет к цилиндру, создавая иллюзию легкого парения. На земле и на дне пруда разбросаны камни, привезенные из Хиросимы после взрыва атомной бомбы.

Это абстрактное пространство способствует медитации и внутреннему умиротворению, олицетворяя духовную свободу. Природа играет ключевую роль в концепции сооружения, которое выступает как связующее звено между природным окружением и человеком, напоминая о важности контакта между ними. Для Андо особенно важны такие элементы, как свет, вода и воздух, символизирующие гармонию с природой.

Тадао Андо - мастер, который воплощает дух вечности в своих работах, используя дзен-буддистские элементы. Его архитектура отличается простотой и естественностью, гармоничным сочетанием с окружающей средой и использованием символических материалов. Его проекты создают атмосферу спокойствия и гармонии, позволяя людям ощутить единство с природой и проникнуться духом вечности.

Спасибо за внимание!!! Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк:)

Буддизм
2093 интересуются