В Госдуму внесён законопроект, в соответствии с которым операторы сотовой связи больше не смогут отбирать у абонентов номера без предупреждения. Сейчас неиспользуемый номер через определённое время поступает в свободную продажу. Таким образом операторы борются с «мёртвыми душами» и дефицитом номерной ёмкости.
Как правило, любой договор на оказание услуг мобильной связи содержит пункт о том, что абонент должен время от времени пользоваться платной услугой, например, совершать исходящий звонок, отправлять SMS или пользоваться мобильным интернетом. Если этого не сделать, то через 3-6 месяцев автоматически подключается платная опция «сжигания баланса»: под видом абонентской платы за сохранение абонентского номера она быстро обнуляет баланс ежедневными списаниями. После того, как баланс становится нулевым, оператор избавляется от обязанности возвращать какие-либо средства, что позволяет ему легко и быстро в одностороннем порядке расторгнуть договор и после «отстаивания» номера вернуть его в свободную продажу.
В большинстве случаев это решает проблему «забытых» номеров, однако для некоторых ситуаций создаёт неудобства для абонентов. Например, кто-то использует SIM-карту во втором слоте телефона, принимая на неё входящие звонки – при этом платных действий не выполняется. Кто-то использует SIM-карту сезонно: например, в модеме на даче, и за зиму та успевает «протухнуть». Кто-то уезжает в длительную командировку и т.п.
Главная проблема, по мнению авторов законопроекта, заключается в том, что мобильный номер сегодня активно используется для авторизации в различных онлайн-сервисах, в том числе финансовых. Новый владелец номера может получить к ним доступ, в том числе намеренно, при помощи различных онлайн-баз «вычислив» номер, принадлежавший ранее конкретному человеку, к чьим аккаунтам хочет получить доступ злоумышленник.
Новый законопроект в случае принятия решит проблему, во всяком случае, теоретически: если SIM-карта в сети, то на неё оператор может отправлять SMS или звонить автоинформатором, если же она не в сети (например, модемная), то уведомить абонента можно звонком или сообщением по контактному номеру. При этом не потребуется отменять ни «сжигание баланса», ни механизмы расторжения договора: если абонент не отреагировал на предупреждения, значит, это действительно «мёртвая душа» и номер ей не нужен.