Найти в Дзене
Автоспорт

60 лет назад ралли «Монте-Карло» стартовало в… СССР!

Оглавление

Коль скоро я рассказал о том, что в 1992 году этап чемпионата Европы «заехал» в Россию, нужно напомнить читателям и о том, что было время, когда участники одного из этапов того же чемпионата начинали гонку не где-нибудь, а на территории СССР. Причём это был не единичный случай!

Но прежде всего необходимо объяснить каким таким волшебным образом участники ралли «Монте-Карло» оказались в СССР – а конкретно в Минске: во всём виноват "Звёздный сбор"!

А что это такое? Давайте же спросим у меня!

Что такое "Звёздный сбор"?

Дело в том, что в те годы ралли «Монте-Карло» входило в программу чемпионата Европы по ралли и начиналось с так называемого «Звёздного сбора» (Concentration Run). Участники старейшего ралли мира принимали торжественный старт в одном из девяти городов Европы. После чего двигались по дорогам общего пользования к месту официального старта в город Реймс.

В разные годы список городов претерпевал те или иные изменения. В 1964 году он выглядел так: Глазго, Франкфурт, Лиссабон, Афины, Монте-Карло, Осло, Париж, Варшава и… Минск!

Пришёл, увидел, победил

Первый же год участия столицы Белорусской ССР в программе ралли «Монте-Карло» был ознаменован важнейшим событием – начавший гонку в Минске экипаж №37 Падди Хопкирк / Генри Лиддон (Morris Cooper) одержал победу! Причём не просто победу, а дебютную победу для Mini.

Чем же запомнился старт в СССР Хопкирку и Лиддону? Давайте же почитаем их воспоминания…

Итак, британцы приехали в Минск командой в количестве двух десятков человек. Их встречали советские гонщики и лично председатель Федерации автомобильного спорта СССР Леонид Афанасьев. Причём встречали не просто так, а, цитирую, "икрой и водкой".

-2

«Мы даже не предполагали, что здесь будет больше двух советских автомобилей и пять иностранных машин, желающих начать гонку, – вспоминает Падди Хопкирк. – Они никогда не видели паспорта Республики Ирландии. Я из Белфаста, но учился на юге Ирландии в церковной школе, а затем учился на инженера в колледже в Дублине. Именно тогда я получил свой паспорт, но так и не поменял его на британский. Какой-то глупый англичанин сказал русским, что я сотрудничаю с Ирландской республиканской армией (ИРА), и это сделало меня еще более популярным».

Посмотреть на иностранцев собрался чуть ли не весь Минск. Но англичанам было не по себе – причина этого была курьёзной. Компания BMC, которая производила Mini, не экспортировала автомобили в СССР, поэтому никто не знал чего ждать от январской погоды в Минске. Ночью было так холодно, что машины промерзли насквозь – тогда в Белоруссии по ночам столбик термометра опускался до 40 градусов! Дверные замки, стекла и моторное масло просто замерзли.

«Это было унизительно, потому что было так чертовски холодно, что мы не могли завести моторы. Нам говорили, что на улице всего двадцать градусов мороза, но казалось, что все пятьдесят. В любом случае мы пытались завести наши машины или с толкача, или при помощи буксира. На что русские на полном серьёзе спрашивали нас, является ли подобный способ запуска двигателя автомобиля зимой в Англии обычным делом или нет. А потом и вовсе стали с издевкой рассказывать нам, что их автомобили лучше, потому что у них есть электрические стартеры, и их не нужно буксировать, чтобы завести», – рассказал Хопкирк.

Процедура старта была организована в центре Минска – на площади Ленина. Отсюда до Реймса гонщикам предстояло проехать почти 2500 километров!

Отправившись в долгий путь экипаж попеременно управлял автомобилем. Пилот Падди Хопкирк вёл машину днём, а штурман Генри Лиддон – с полуночи до восьми утра. И как вы думаете, что же было главной проблемой экипажа по ходу езды? Ирландский паспорт Хопкирка! На каждой границе, которую проходили гонщики, таможенники с любопытством просматривали его, что значительно замедляло процесс.

«О, этот проклятый ирландский паспорт», – стонал Лиддон. «Английская свинья», – отвечал ему Падди. «Ирландская задница», – парировал Генри.

Самая долгая задержка произошла на чешской границе, где официальные лица тыкали палками в каждый уголок машины. «Я ждал, что они спросят меня, есть ли у меня что-то, что нужно вносить в декларацию, – рассказывал Падди. – Главное, что они не нашли ту икру, которую мы привезли из России. Мы рассчитывали продать ее с большей прибылью, чем можем заработать, выиграв первый приз [2400 долларов]».

-3

Кстати, это была не так икра, которой Леонид Афанасьев и советские гонщики угощали англичан. Предприимчивый Хопкирк заранее позаботился о том, чтобы привезти с собой в СССР дефицитный груз – несколько упаковок нейлоновых чулок! Именно их он обменял на большую банку икры, которую спрятал в отсек с запасными частями. Но после победного финиша в Монако огромная банка икры была съедена – гонщики, члены команды и друзья-соперники лакомились ею и запивали деликатес призовым шампанским.

От лирики – к фактам

1964 год

В 1964 году на старт в Минске вышли 29 экипажей, в том числе пять советских:

На «Москвичах»:

Владимир Локтионов и Юрий Лесовский.

Николай Сучков и Виктор Щавелев.

На «Волгах»:

Эдуард Васькович и Геннадий Добровольский.

Вячеслав Мосолов и Леонтий Дегтярёв.

Сергей Тенишев и Анатолий Дмитриевский.

Список участников ралли "Монте-Карло" 1964 года, стартовавших в Минске
Список участников ралли "Монте-Карло" 1964 года, стартовавших в Минске

Отмечу, что в Минск решились приехать сразу два женских экипажа – англичанки Шелеа Элдерсмит и Элизабет Джонс, а также Луизет Тексье и Лизе Ренод.

Статья в журнале "За рулём" №3 за 1964 год, посвящённая ралли 1964 года
Статья в журнале "За рулём" №3 за 1964 год, посвящённая ралли 1964 года

Старт первого экипажа был дан 18 января в 00:34 по местному времени.

Маршрутный лист "Звёздного сбора": Минск - Монако 1964 года
Маршрутный лист "Звёздного сбора": Минск - Монако 1964 года

А вот видео, посвящённое ралли "Монте-Карло" 1964 года – в самом его начале как раз старт в Минске:

1965 год

В следующем году Минск во второй и последний раз принимал у себя участников ралли «Монте-Карло». На старте был 21 экипаж и вновь среди них было пять советских:

На «Москвичах»:

Николай Сучков и Виктор Щавелев.

Владимир Сезеневский и Эммануил Лифшиц.

На «Волгах»:

Вячеслав Мосолов и Геннадий Добровольский.

Гуннар Циммерман и Александр Карамышев.

Ханс Рюютель и Гуннар Хольм.

Как вспоминали впоследствии наши гонщики, председатель минского исполкома устроил торжественную встречу всем участникам ралли «Монте-Карло». При встрече всем желали удачного старта и успешного финиша; особенно рассчитывали на успех советских раллистов. Стол был богатым, особенно по части водки…

Список участников ралли "Монте-Карло" 1965 года, стартовавших в Минске
Список участников ралли "Монте-Карло" 1965 года, стартовавших в Минске

Если же говорить об иностранных гонщиках, то прежде всего нужно сказать, что в СССР приехала заводская команда Citroen во главе с Ожье. Только это был самый первый заводской коллектив, который назывался Citroën Competition Service.

Да и Ожье был не тот, о котором вы подумали – не Себастьен (он тогда ещё даже не родился), а его однофамилец Жан-Клод Ожье. Вместе с ним в Минске приняли старт его товарищи по команде Люсьен Бьянки, Робер Нерье, Ги Верье, Поль Колтеллони, Жан-Пьер Барде и Жан Жули.

В заметке про ралли 1965 года журнал "За рулём" обошёлся без фотографий ))
В заметке про ралли 1965 года журнал "За рулём" обошёлся без фотографий ))

Не обошлось и без женских экипажей – в этот раз на старте в Минске были Люсет Поинте и Франсуаза Уиллон, а также Элизабет Джонс и Пат Озанн.

В этот раз время старта было назначено не на позднюю ночь, а на раннее утро – первая машина стартовала 16 января в 6:34 утра.

Маршрутный лист "Звёздного сбора": Минск - Монако 1965 года
Маршрутный лист "Звёздного сбора": Минск - Монако 1965 года

Вот такая история…

Дальше – несколько фотографий по каждой гонке.

Фотографии ралли 1964 года:

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

Фотографии ралли 1965 года:

-20
-21
-22
-23
-24

----- ----- -----

Друзья!

Эти и другие истории отныне будут выходить прежде всего в моём Телеграм-канале "Стремительный домкрат".

Я приглашаю вас вступать в него. В нём я буду публиковать не только ссылки на свой "Дзен", но и короткие интересные рассказы, которые предназначены только для читателей Телеграма.

----- ----- -----

Если вам понравился данный материал, поставьте пожалуйста "лайк" и порекомендуйте мой канал своим друзьям.

И не забывайте комментировать мои публикации – задавайте вопросы и я с удовольствием на них отвечу!

Спасибо!

-25