“Архетипический квадрат”. Часть 2. Принцесса и Дрянная девчонка
Продолжаю описание архетипического квадрата Тома Четуинда. Начало.
Итак, Божественное дитя. Светлая сторона женского архетипа – Принцесса, теневая – Дрянная девчонка.
Активное проявление архетипа Принцессы происходит в детском возрасте. Во взрослом возрасте доступ к состоянию Принцессы иначе иногда называют контактом с Внутренним ребенком.
Принцесса игрива, способна радоваться простым вещам, эмоциональна. Ей свойственны легкость и жизнерадостность, умение любой самый обычный день превратить в праздник.
Она стремится к эстетике, любит искусство. Способна не только замечать, но и создавать прекрасное, имеет развитое воображение, легкость творческого самовыражения.
Принцесса романтична и мечтательна. Грезит о прекрасной, сказочной жизни. Руководствуется высокими идеалами, духовна. Заботится о животных, растениях, сочувствует слабым, фантазирует о том, как улучшить мир. Любит романы и мелодрамы со счастливым концом, представляет себя на месте прекрасных героинь.
🩷
Принцесса привержена родительской семье. Она во всем опирается на авторитеты. Стремится быть хорошей девочкой и жить по правилам, по образцу. Покладиста, послушна, ответственна в выполнении поручений. Все ее действия направлены на получение одобрения окружающих.
В отношениях с мужчинами Принцесса мечтает о “прекрасном принце”, но предпочитает отношения с “папочкой” – взрослым, заботливым мужчиной, способным ее опекать, наставлять. Рядом с Принцессой мужчина именно таким себя и чувствует. Обаяние, “безопасность”, кокетство, игривость, легкость делают Принцессу очень привлекательной для мужчин. Но часто бывает, что мужчины используют Принцесс в своих целях и бросают.
💰
При выборе профессии Принцесса стремится к тем видам деятельности, которые полезны для людей: педагог и воспитатель, врач, ветеринар, социальный работник, парикмахер и т.п. Принцесса старательна и исполнительна. Ей легче работать в условиях четко определенных обязанностей и под руководством. Тягостны для Принцессы конфликты в трудовом коллективе, поскольку она имеет трудности защищать себя. Поэтому Принцессам часто “садятся на шею”, их “подсиживают”.
Принцесса во внешнем виде либо предпочитает “классику”, либо следует моде, подражает окружению. Приобретает вещи, которые увидела в рекламе, которые есть у подруг, которые посоветовал продавец. Ее внешний вид “правильный” и опрятный.
🩷
Слабой стороной архетипа является зависимость от окружающих, неустойчивость самооценки (опора на внешнюю оценку), внушаемость. Именно эти качества мешают Принцессе адаптироваться в случае “застревания” в данном архетипе. Огромный страх вызывают в застрявшей Принцессе мысли об утрате отношений. Она становится тревожной, неуверенной в себе, навязчивой, ревнивой, подозрительной. Жизнерадостности становится все меньше, и все больше “правильности”, перфекционизма, “синдрома отличницы”.
При подавлении архетипа Принцессы женщина теряет доступ к способности радоваться, творить, мечтать, верить в добро и любовь, стремиться к лучшему, к счастью.
Ярким сказочным образом архетипа Принцессы является Герда из сказки “Снежная королева”, в противовес которой появляется Маленькая Разбойница, та самая Дрянная девчонка, теневой аспект Принцессы.
Теневая сторона архетипа наиболее активно проявляет себя в подростковом возрасте. Но и в детском возрасте у прекрасных Принцесс, бывает, случаются приступы бунтарства. Но если маленькая взбунтовавшаяся Принцесса может топнуть ножкой, то девочка-подросток скорее хлопнет дверью.
Итак, главное качество Дрянной девчонки – сопротивление внешнему давлению, правилам, попытка определить свои границы и защитить их. На смену зависимости приходит стремление эмансипироваться, отказ от авторитетов, отрицание чужих правил. Дрянная девчонка еще не знает точно, как для нее правильно, но чужие правила яростно отрицает.
Стремление к самостоятельности, индивидуальности приводит к поиску себе подобных, “своей стаи”. Часто такой заменой бывших авторитетов становятся различные субкультуры. Желание “отличаться от всех” приводит к подражанию “особенным”. И это, конечно, еще не индивидуальность, но попытка продвигаться к ней.
Часто проявляет недовольство своим телом, старается его переделать с помощью похудения, хирургических операций, косметики, лекарств, физических упражнений.
В поведении проявляет капризность, эмоциональную ранимость, истеричность, гневливость, стервозность. Стремится подражать взрослым, но в трудных ситуациях впадает в позицию ребенка. Как и Принцесса, Дрянная девчонка старается привлечь к себе внимание, но не для того, чтобы заслужить одобрение, а для того, чтобы доказать свою значимость и взрослость.
На смену старым идеалам приходят новые, например, стремление к аскетизму, маргинальности, политической оппозиции. Идеальная любовь в мечтах представляется страстной и непременно несчастной, сложной, трагичной.
Самыми ценными профессиями Дрянная девчонка считает те, в которых можно выразить себя и достичь большой известности. Например, режиссер, певица, художница, модель. Остро проявляется желание конкурировать, зависть к более успешным, желание всем “утереть нос”.
Застревание” в теневом аспекте приводит девушку, женщину к жизни оторвы, изгоя, фрика. Вместо индивидуальности возникает социальная изоляция, невозможность найти свое место в обществе. Между такой женщиной и обществом существует пропасть из непонимания и непринятия, обесценивания, отвержения.
Подавление Тени не дает возможности отстаивать свои границы и формировать свое Я, заключает Принцессу в замок правил и ограничений, навязанных другими, более сильными людьми. Напряжение от такой несвободы накапливается, и Тень прорывается временами с такой силой, что Принцесса превращается в безумную истеричку. Это подобно отчаянной попытке сбежать из замка-тюрьмы, выбросившись прямо в окно и рискуя разбиться. Страх разрушения при этом провоцирует вновь подавлять теневое содержание. Создается замкнутый круг.
Мощный ресурс теневой стороны архетипа в обучении своевременно говорить “Нет” чужому, навязанному, твердо стоять на собственных ногах и идти своим путем. В сказке именно ресурсы, подаренные Маленькой Разбойницей (теплая одежда, олень), помогают Герде добраться до Кая, выстоять перед морозами и метелями на пути в замок Снежной королевы. Защита себя, автономность, самостоятельность – именно это обретает женская душа путем принятия в себе Дрянной девчонки и овладения ее силой. Это дает возможность жить среди людей, но быть самой собой, занимая свое особенное место в гармонии с другими людьми.
Мы все рождаемся детьми, поэтому этот архетип каждый проживал, проживает и будет проживать. Кто-то из него не может выйти до глубокой старости. Такие великовозрастные дети все время кого-то обвиняют в своих проблемах, доказывают, что они хорошие, доказывают, что они свободные, и при этом опираются на внешнюю оценку, боятся отвержения, им свойственна роль жертвы.
Это не плохо и не хорошо.) Это просто во многом мешает. Мешает взять жизнь в свои руки, принять ответственность за себя, достигать своих целей и просто радоваться жизни.
Вот ты живешь, и вся твоя энергия уходит на то, чтобы поддерживать свой образ хорошести. Не дай Бог ошибешься, не дай Бог кто-то о тебе не так подумает. А кто-то тратит всю свою энергию на самобичевание и чувство вины.
Все дети хотят, чтобы их любили и принимали просто так - это нормально и правильно. Они имеют на это полное право, Но в семьях есть различные искажения, и поэтому стратегия закрытия этой потребности у каждой части разная.
Принцесса и принц получают принятия через свою хорошесть и правильное поведение. Дрянная девчонка и бродяга, не получая принятия в семье и обществе, уходят в отрицание и усиление негативных качеств. Так они получают принятие не в семье, но хотя бы в своем сообществе, так они могут быть заметными и услышанными.
Я часто наблюдаю в духовных сообществах именно такой архетип, хороших мальчиков и девочек, которые очень стараются быть хорошими и подавляют свою тень. Но она все равно проявляется, только осуждаемая всеми вокруг и самим собой, остается незаметной человеком, хотя вокруг все ее видят.
Поэтому наигравшись в этот архетип можно просто собрать все его ресурсы и приняв себя таким, какой ты есть, двигаться дальше! Принять себя в разных проявлениях и научившись на своем опыте видеть, что хорошо, а что плохо. Без осуждения!
Выход из этого архетипа именно через принятие себя. Когда ты можешь эту потребность в принятии закрывать сам, напрямую, то ты взрослеешь и готов играть в другие игры и другие роли.
Далее “Архетипический квадрат”. Часть 3. Принц и Бродяга