Трагическая дата 29 октября 1955 года хорошо знакома любителям истории. В эту ночь с 28 на 29 октября все жители Севастополя услышали страшный взрыв. До сих пор остаётся не вполне ясной причина, по которой взорвался и вскоре затонул флагман Черноморского флота – линкор «Новороссийск». Это третья моя статья, в основу которой положены воспоминания моего отца. Третья и, к сожалению, последняя в этом маленьком цикле. Я в юности как-то стеснялся расспрашивать у отца про подробности его флотской службы, а он не любил таких воспоминаний. Но ту трагическую ночь отец провёл на берегу Севастопольской бухты, в оцеплении, с оружием и боевыми патронами.
Напоминаю, что первые две статьи из этого маленького цикла Вы также можете прочитать в этом Дзен-канале:
«33.Подводные лодки в Мариинских шлюзах. 1956 год»
https://dzen.ru/a/ZVw-7PFP3F9fwe3d?referrer_clid=1400&
и «34.Черноморские подводники в Балтийском море. 1956 год» https://dzen.ru/a/ZWHSb4hBDW9KDgJy
Используя материалы, имеющиеся в открытом доступе в Интернете, я ознакомился с основными версиями трагедии линкора «Новороссийск». И обнаружил, что рассказ моего отца позволяет взглянуть на эти версии немного по-новому. Это, собственно, и подвигло меня на написание этой статьи, в общем-то, нехарактерной для моего писательского творчества и для содержания этого канала. Я хочу изложить вам, мои читатели, ещё одну версию причин катастрофы, случившейся холодной ночью 29 октября 1955 года в Севастополе.
В самом начале 20 века в боевых флотах ведущих морских держав стали появляться линкоры (линейные корабли) нового типа, так называемые «дредноуты». Я не буду здесь останавливаться на технических характеристиках таких кораблей, а всем читателям, желающим таких подробностей, предлагаю обратиться к специальной литературе, например к «Библиотеке Гангут». Линейный корабль, о котором пойдёт речь в этой статье, был изготовлен в Италии и вступил в строй под гордым именем «Giulio Cesare» (Джулио Чезаре), то есть, «Юлий Цезарь», в честь первого императора древнего Рима.
Активного участия в сражениях Первой Мировой войны корабль не принимал. После войны, в 30-х годах 20 века «Джулио Чезаре» прошёл серьёзную модернизацию. В ходе модернизации носовую часть удлинили на 12 метров, для улучшения обводов судна и увеличения крейсерской скорости. На основную часть корпуса установили противоминную конструктивную защиту. Кроме того, реконструкции в ходе глубокой модернизации подверглись практически все системы корабля.
В ходе Второй Мировой войны линкор занимался в основном сопровождением конвоев. В 1942 году итальянское командование признало корабль «устаревшим» и перевело его в разряд учебных кораблей. В 1943 году Италия капитулировала. До 1948 года «Джулио Чезаре» находился на стоянке. С минимальным количеством команды и с минимальным уровнем технического обслуживания.
Согласно специальному международному соглашению, итальянский флот должен был быть поделен между союзниками по антигитлеровской коалиции. В результате Советский Союз получал линкор «Джулио Чезаре», который впоследствии был переименован в «Новороссийск». Решение о передаче корабля было принято 10 января 1947 года. Это известие застало старый линкор на военно-морской базе в итальянском порту Таранто. Однако покинул этот порт будущий «Новороссийск» только 9 декабря 1948 года, после короткого перехода по Адриатике, он прибыл в албанский порт Влёра для передачи СССР. 3 февраля 1949 года в этом порту состоялась передача линкора советской комиссии. По словам члена этой комиссии, командира электромеханической части (БЧ-5) «Новороссийска» Л.А. Рулева, в этот день произошла не приёмка, а фактический захват корабля советскими моряками. Советское командование и спецслужбы сознательно пошли на это, опасаясь вредительства и диверсий. Вот что вспоминал впоследствии Л.А. Рулев (цитирую по книге Н.П. Муру. Линейный корабль «Новороссийск» (уроки трагедии). Изд-во «Гангут», СПб, 1999). «Как только корабль, шедший из Аугусты (Сицилия) показался в виду, личный состав спецкоманды был погружен на плавсредства с трёхдневным сухим пайком и койками. После отдачи кораблём якоря я поднялся на борт, где был встречен ранее командированными в Италию офицерами. Сразу за мной стал высаживаться остальной личный состав спецкоманды. В течение 20-30 минут были заняты все ключевые посты. Началось освоение корабля и перевод энергетической установки с ходового на якорный режим. После завершения этого процесса всех итальянцев с боевых постов удалили […]. Вся итальянская команда была помещена в кубрики с выставленными нашими часовыми. […] Спустя трое суток весь итальянский экипаж убыл с линкора. […] После этого нам пришлось проделать колоссальную проверочную работу, чтобы обезопасить линкор от взрывов, поскольку сверху шла информация о возможных диверсиях».
Обратим внимание на два момента в этом рассказе. Во-первых, корабль пришёл в порт Влёра из Аугусты. Официально же он прибыл из Таранто. И во-вторых, все находившиеся на борту итальянские военные моряки практически сразу же были «нейтрализованы», отстранены от управления и далее не могли предпринять никаких действий, в том числе это относится и к возможным действиям противоправного (диверсионного) характера.
Теперь хочу обратить внимание читателей на то, что практически любое трагическое происшествие, к какой бы сфере человеческой деятельности оно ни относилось, во многом является следствием совместного действия многих сил и явлений. Будь то косные силы разбушевавшейся природной среды, либо злые козни преступных представителей нашей цивилизации. Скорее всего, так произошло и в случае со взрывом линкора «Новороссийск» на ночном Севастопольском рейде. Мы с вами увидим, какая долгая, причудливая и удивительная цепочка событий в итоге привела к известной трагедии (по моей гипотезе).
Обратим внимание на то, что от момента принятия решения о передаче «Джулио Чезаре» Советскому Союзу и до прибытия корабля в порт Влёра прошло почти два года. Официально, за всё это время линкору был проведён лишь небольшой ремонт, касающийся электромеханической части. Но времени было вполне достаточно, чтобы заложить в недра корабля огромный заряд взрывчатки и оснастить его специальным взрывателем. Наиболее подходящим местом для этого являлась та часть конструкции, где в ходе реконструкции 30-х годов к основному корпусу была присоединена новая, удлинённая носовая часть. Если посмотреть на конструктивную схему корабля, то в этой зоне соединения можно увидеть короткую «глухую» секцию, никак не используемую, отделённую от остальных внутренних объёмов корабля и предназначенную только для соединения «основной» и «добавленной» части несущих конструкций корабля в единое целое. В документальном фильме «Пираты Чёрного Моря», вышедшим на экраны Первого канала в 2006 году в цикле передач «Искатели», один из советских участников приёмки бывшего итальянского линкора Юрий Лепехов рассказал, что он тогда заметил одну странность. В отсеке основной части корабля, непосредственно примыкающей к этой «глухой» секции были закрыты стальными заглушками на сварке три так называемые «флорных выреза». А это значит, что «глухую» секцию сделали герметичной.
С другой стороны, по воспоминаниям моего отца, ему показалось странным явное отсутствие симметрии относительно продольной оси планировки внутренних проходов возле «глухой» секции. С левого борта ширина прохода (на глаз) была 1,5 метра, а с правого борта аналогичный проход имел ширину всего сантиметров 70.
Многие влиятельные личности в Италии, убеждённые антикоммунисты, в том числе непосредственно связанные с военными кругами и спецслужбами, к примеру – грозным подводным спецназом времён Второй мировой войны, были просто в бешенстве оттого, что красавец-корабль итальянского флота будет передан в Советскую Россию. Князь Джулио Валерио Боргезе, бывший командир знаменитой «10-й штурмовой флотилии», как известно, лично поклялся после решения о передаче линкора СССР отомстить за такое унижение Италии.
Вероятно, мощное взрывное устройство было тайно вмонтировано в недра линкора на одной из итальянских военно-морских баз (например, в порту Аугуста на острове Сицилия) в период между февралём 1947 и ноябрём 1948 года. Взрывное устройство разместили в «глухой» секции корабля. Как побочный результат этих секретных работ остались необычные металлические конструкции в виде зауженного прохода с правого борта и заваренных вырезов.
Такой огромный заряд сам по себе представляет серьёзную опасность. Нужно, чтобы в «боевое» положение бомба была приведена уже после передачи корабля Советам. Значит, где-то на корабле, например, под одной из уже упомянутых мной «заглушек», располагалось устройство, «взводящее» механизм взрыва. После «взвода» достаточно было бы (допустим) небольшого удара, чтобы сдетонировал весь заряд.
Но тут что-то пошло не так. Мгновенная «нейтрализация» итальянского экипажа в момент начала приёмки корабля советской «спецкомандой» 3 февраля 1949 года помешала этому плану. Большой линкор, тайно несущий в своих недрах огромный, но не активированный (а потому безопасный) заряд, благополучно вышел в море и прибыл в новый порт приписки Севастополь.
После завершения большого объёма ремонтных работ (замена турбин, новые зенитные автоматы, радиолокационные станции и многое другое) в мае 1955 года «Новороссийск» вошёл в строй Черноморского Флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. Тогда же, в начале лета 1955, в Севастополь, к новому месту службы, прибыл мой отец, который в моей юности рассказывал мне кое-что из этой истории.
28 октября 1955 года линкор «Новороссийск» вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте на так называемой «линкорной бочке» в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. До этого трагического происшествия на «линкорной бочке» швартовались неоднократно, как «Новороссийск» (10 раз), так и линкор «Севастополь» (134 раза!), и ничего при этом не случалось. Но в этот раз при швартовке «Новороссийск» немного «проскочил» бочку. Нужно было слегка сместиться назад по последнему курсу. При развороте линкора буксиром якорь-цепь как бы «протралила» дно вокруг носовой бочки. Глубины в месте швартовки не очень большие, особенно для такого крупного корабля, как «Новороссийск». На дне – значительные отложения ила. Известно также, что в здешних бухтах в то время оставалось некоторое количество ещё не найденных и не обезвреженных немецких донных мин, оставшихся со времён Великой Отечественной войны. В дальнейшем, уже после взрыва линкора, в 1956-1958 годах, в Севастопольской бухте обнаружили ещё 19 немецких донных мин, в том числе три – на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.
Разумеется, линкорная стоянка была как следует протралена на предмет выявления таких мин. Но ведь «Новороссийск» на этот раз проскочил место стоянки. И, вероятно, зацепил немецкую мину. А затем протащил её под собой, взведя часовой механизм мины.
Официальной причиной катастрофы был назван «внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг». В пользу минной версии свидетельствуют показания водолазов. Командир отделения Кравцов заявил: «Концы обшивки пробоины загнуты вовнутрь. По характеру пробоины, заусенцам от обшивки, взрыв был с внешней стороны корабля».
Первая проблема официальной версии – немецкая донная мина не смогла бы причинить линкору такие огромные повреждения. Вторая проблема заключается в том, что на самом деле были два взрыва, оба большой силы, потому что на дне возникли две большие глубокие воронки, которые взрыв одной мины оставить не может.
Вернёмся теперь в ту роковую ночь. 29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв (на самом деле два мощных взрыва подряд). С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля – вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Сначала взорвалась (по таймеру) немецкая донная мина. Затем, почти сразу же, сдетонировало мощное взрывное устройство, заложенное внутри корабля ещё в Италии, но так и не активированное, не оправдавшее надежд итальянских террористов в 1949 году. Второй взрыв был следствием первого. Именно с правого борта внутренний проход почему-то был конструктивно заужен до ширины 70 сантиметров.
Все шесть броневых палуб суммарной толщиной металла 136 мм пробило насквозь. Но вот что интересно: пробоина в днище корабля не совпадает с пробоиной в палубе (см. рисунок 4). А это значит, что взрыв магнитной мины под днищем вызвал ещё более мощный взрыв заложенной ранее внутри корабля взрывчатки.
К счастью, не сдетонировали зарядные погреба, иначе линкор погиб бы мгновенно, скорее всего, погибли бы и ещё пять или шесть кораблей, стоявших неподалёку.
Далее началась короткая, но трагическая история героической борьбы экипажа за живучесть корабля и достаточно бездарного руководства этой борьбой со стороны командования. Все эти события хорошо известны. Я не буду подробно останавливаться на описании всего того, что происходило непосредственно после взрыва, все факты давно уже описаны в литературе. Всего при катастрофе погибло 609 человек.
Весной 1957 года, после длительной предварительной подготовки, корабль был поднят (кверху килем) 4 мая 1957 года. Причина взрыва – пожалуй, единственная тайна, оставшаяся во всей истории трагической гибели линкора.
В настоящее время, помимо официальной версии причин гибели линкора «Новороссийск» существуют ещё несколько неофициальных. Версия, представленная в этой статье, не претендует на исключительность. Однако она не лучше и не хуже всех прочих. Будет ли когда-нибудь окончательно найден ответ на вопрос, что именно погубило «Новороссийск»? Вероятнее всего, уже нет. Но эта история заставляет нас задуматься о многом. Например, о том, как порой удивительно и трагически складываются судьбы людей. И нам нужно быть всегда готовыми к любому развитию событий. Где-то я, кажется, уже слышал или читал такие слова. А вам так не кажется?
Напоминаю, что по ссылке:
можно бесплатно скачать мою книгу "Северная Русь: Начало Истории"