Обязанность установить счетчики воды в квартире, а также поддерживать их в рабочем состоянии сейчас возлагается на собственников (п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Если у счетчика истекает срок эксплуатации или поверки, он признается вышедшим из строя — и собственнику придется платить за воду с учетом повышающего коэффициента.
О замене счетчика собственник должен уведомить коммунальную организацию, которая опломбирует его и вводит в эксплуатацию. И если что-то в этой процедуре собственник сделает не так, это может обойтись ему довольно дорого. Поясню на недавнем примере из суда.
Женщина обратилась в управляющую компанию своего дома с заявкой на замену счетчика горячей воды (у него истек срок эксплуатации) и опломбирование нового прибора.
Она оплатила выставленный счет и в назначенное время сотрудник компании пришел и поставил новый счетчик, составив акт ввода его в эксплуатацию. Но спустя некоторое время к ней пришли с проверкой сотрудники другой компании (ТЭЦ), которая обеспечивала их дом горячей водой и отоплением.
Хозяйку квартиры обвинили в том, что она совершила несанкционированное вмешательство в работу счетчика и выставили ей счет на 16 000 рублей (доначисление платы без учета счетчика с повышающим коэффициентом и неустойкой).
Выяснилось, что еще несколько лет назад собственники помещений этого дома перешли на прямой договор с ТЭЦ на горячее водоснабжение и отопление.
С тех пор исполнителем этих услуг была не управляющая компания, а ТЭЦ. Следовательно только она имела право проверять счетчики горячей воды и вводить их в эксплуатацию.
В итоге женщине пришлось заплатить за свой счетчик дважды: управляющей компании — за замену и ТЭЦ — за неправильную замену. После этого она обратилась в суд, требуя взыскать с управляющей компании убытки, причиненные в результате ее незаконных действий.
И суд признал иск обоснованным:
- управляющая компания прекрасно знала о наличии прямого договора с ТЭЦ, но, тем не менее, направила своего сотрудника, чтобы сорвать контрольные пломбы со счетчика и заменить его на новый.
Суд взыскал с управляющей компании не только всю сумму ущерба, но и компенсацию морального вреда, а также штраф за нарушение прав потребителя. Вышестоящие инстанции оставили это решение в силе (Четвертый КСОЮ, дело № 8Г-37691/2023).
Сохранность контрольных пломб на счетчике имеет огромное значение для расчета платы за соответствующий коммунальный ресурс. О том, как защитить свои интересы в случае, если пломба была сорвана случайно, рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty.